Внимание к проблемам безопасности дорожного движения заостряется, как правило, после резонансных ДТП. Но если обратиться к статистике, то резонансной следует признать ситуацию на украинских дорогах в комплексе. За 2016-й год на дорогах погибли четыре тысячи украинцев, более тридцати тысяч получили травмы.
Смертность на украинских дорогах в разы превышает аналогичные показатели в наиболее развитых странах ЕС. В Украине ежегодно погибают на дорогах 15-17 человек на 100 тысяч населения. В Германии – 4,8, Швеции – 5,2, Франции – 7,5.
Справедливости ради стоит отметить, что страны Восточной Европы или недалеко ушли от Украины, или даже имеют худшие показатели.
Тем не менее, ориентироваться стоит на передовой опыт. В странах ЕС внедрена система контроля за молодыми водителями, которые получают различные дополнительные права – вождение ночью, перевозка пассажиров - лишь по мере накопления водительского опыта. Также существует схема штрафных баллов, накопление которых сверх установленного предела приводит к потере водительских прав.
Однако в европейских странах давно поняли, что минимизировать трагические последствия от ДТП только за счет ужесточения наказания и штрафных санкций невозможно. Поэтому в дорожную инфраструктуру городов вносятся изменения, которые принуждают водителей проявлять повышенное внимание и соблюдать скоростной режим.
Как заставить водителя добровольно снизить скорость?
Чем ниже скорость движения автотранспортного средства, тем выше шансы у участников дорожного движения остаться в живых при столкновениях. Во всех европейских странах скорость автомобилей в населенных пунктах не должна превышать 50 километров в час. (Исключение составляют только Беларусь, Украина и Россия, где верхний предел - 60 километров в час). В некоторых частях городов, например, возле детских учреждений, ограничения еще жестче – 30 километров в час.
Установлено, что при скорости движения автомобиля до 30 километров в час вероятность гибели пешехода при наезде крайне невелика.
В странах ЕС предпринимаются попытки ограничить скорость движения за счет усовершенствования городской инфраструктуры.
Что может содействовать снижению скорости автомобилей в городе?
1) Островки безопасности. Они сужают проезжую часть, а следовательно, и скорость автомобилей. Также островки делают безопасными перекрестки, уменьшая радиус поворота автомобилей.
2) Сужение дороги перед опасным участком.
3) Пешеходный переход, поднятый на уровень тротуара. Он выполняет роль большого "лежачего полицейского" и заставляет водителей притормозить.
4) Неудобное покрытие. Пешеходные переходы можно выполнять из плитки или булыжника.
5) Создание искусственных извилин на дорогах. В ряде городов такого эффекта добиваются, размещая парковочные места с промежутками на разных сторонах улицы.
6) На высокозагруженных улицах используется круговое движение на перекрестках. Такая мера существенно снижает аварийность.
7) Размещение парковочных мест на противоположных сторонах улицы.
8) 3D-рисунки. Искусственные неровности – один из самых распространенных инструментов минимизации ДТП за счет принуждения водителей к ограничению скорости. ”Лежачие полицейские” использовались и в Украине, так что из зарубежного опыта следует отметить такое ноу-хау, как 3D-рисунки на плоской поверхности, создающие визуальное ощущение наличия неровности. Такие рисунки, например, могут имитировать повреждения в асфальтовом покрытии.
9) Массированные рекламные кампании. Распространение информации о количестве дорожных происшествий и погибших на дорогах призвано оказывать психологическое воздействие на участников уличного движения.
Отменили правила дорожного движения
В 2007 году ЕС провел достаточно смелый эксперимент, начав реализацию проекта Shared Space – “Общее пространство”. Новая концепция дорожного движения заключалась в том, чтобы достичь сокращения количества ДТП за счет фактической отмены правил уличного движения. С улиц убирались все знаки и светофоры, тротуары опускались на один уровень с проезжей частью, а бордюры демонтировались.
Пилотные проекты реализовывались в семи городах и общинах Нидерландов, Бельгии, Дании, Великобритании и Германии. Например, только в немецком городе Бомте на демонтаж светофоров ЕС выделял 1,6 млн долларов.
Авторы проекта утверждали, что при отсутствии дорожных знаков люди не знают, что им делать, и начинают искать визуальный контакт с окружающими. Чем движение по дорогам опаснее, тем внимательнее становятся его участники, делая его тем самым безопаснее для себя и окружающих.
Правда, во всеевропейском масштабе подобная практика не прижилась.
Лежачие светофоры для пешеходов
Люди, которые не в состоянии даже на несколько секунд оторвать взгляд от смартфона, все чаще становятся либо жертвами, либо инициаторами дорожных происшествий. Чтобы минимизировать опасность от подобных личностей, в немецком городе Аугсбург на некоторых улицах разместили лежачие светофоры - мигающие индикаторы, встроенные в асфальт.
Чем больше огней - тем больше вероятность, что их заметят, рассудили в местной администрации.
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.