врач, Киев, знахарь, траваТравы, заговоры, крестное знамение – примерно так выглядели основные методы врачевания в старинном Киеве. Тем не менее, в совокупности с непреодолимым стремлением больного к выздоровлению иногда и они оказывались относительно эффективными.

Врачевание в старом Киеве нередко шло рука об руку с мистикой. Верующим людям помогали, к примеру, иконы, причем самого различного формата, в том числе самые дешевые, бумажные, которыми торговали на базарах. Иному человеку стоило помолиться перед образом, чтобы почувствовать большое облегчение, а то и полностью избавиться от болезни.

Значительная часть горожан лечились травами.

В Киеве было несколько аптечных огородов (плантаций). Один из них располагался на склонах у Андреевской церкви, другой — на Липках, возле теперешней Шелковичной улицы, из-за чего она называлась Аптечной. В городе заготавливалось такое огромное количество лечебных трав, что во время войны 1812 года для их хранения превратили в аптечный магазин (склад) бурсу.

На протяжении веков травы были основным лекарством, тем не менее, к тогдашним специалистам по фитотерапии относились с некоторой предубежденностью. В старые времена наука исцеления травами составляла часть так называемой белой (лечебной) магии. А на знахаря смотрели как на колдуна, имеющего дело с растительными духами, живущими в травах и деревьях. Получив исцеление у такого врачевателя, горожане шли в церковь исповедоваться и замаливать свой невольный грех.

Настороженное отношение к знахарям объяснялась еще и тем, что в их среде водилось немало дельцов, жуликов и шарлатанов. Базарные торговки травами, стремясь сбыть свой товар, уверяли, что им известны тайные заклинания колдунов, магические ритуалы и секреты древних целебных зелий. Их мистификациям сам Гоголь диву давался. В его знаменитой повести "Вий" богослов Халява говорит: "Все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы".

Даже когда со временам в Киеве появились десятки врачей с университетскими дипломами, слава "ведьм" (ведуний) от этого не поблекла.

"Всякий город, — писал журналист в 1862 году, — имеет свои отличительные свойства, что ни город, то и норов: Москва славится невестами и, если не ошибаюсь, юродивыми, Нежин баранками, а наш Киев вареньем да знахарями. У нас что баба, то и знахарка, готовая вылечить шептанием от какой угодно болезни".

Источник