Новая версия Основного закона страны, предлагаемая парламентским большинством, радикально изменит устоявшиеся годами представления о системе местного самоуправления. В Верховной Раде зарегистрирован
Областные администрации отменяются
Областные и районные государственные администрации будут упразднены.
Согласно статье 118, исполнительную власть в областях и округах будут осуществлять территориальные органы центральных органов исполнительной власти (центральные органы исполнительной власти – это президент и Кабинет министров).
Представителями государства в округах и областях и в городе Киеве вместо современных глав обладминистраций (неформальное название - губернаторы) станут префекты.
Префект самостоятельно формирует состав Офиса префекта.
Что будет вместо государственных администраций?
На данный момент органом исполнительной власти в областях и районах являются государственные администрации. Согласно новой редакции Конституции, администрации упраздняются. Советы территориальных громад, окружные и областные советы создадут исполнительные комитеты. Подобная форма организации исполнительной власти существовала ранее. В областных центрах исполкомы формируются и сейчас.
Громады через избранные советы и исполнительные комитеты будут осуществлять следующие полномочия:
- управление имуществом, которое находится в коммунальной собственности;
- утверждение бюджета громады и контроль его выполнения;
- утверждение программы социально-экономического и культурного развития и контроль их выполнения;
- принятие решения о местных налогах и сборах;
- реализация результатов местных референдумов;
- создание или ликвидация коммунальных предприятий, контроль за их деятельностью.
Откуда возмутся префекты?
Префекты будут назначаться и увольняться президентом по представлению Кабинета министров (статья 118).
В данном пункте практически ничего не меняется за исключением наименования должности представителя центра (главы областных государственных администраций также назначаются президентом по представлению Кабмина).
Срок работы префекта
Конституция ограничит срок деятельности префекта тремя годами. Ранее сроки работы глав ОГА не регламентировались.
Кому подотчетен префект?
Существующие ныне главы обладминистраций подотчетны президенту и Кабмину, а также областным советам.
Областные и районные советы могли высказать недоверие главам областных и районных администраций. Президент рассматривал данные решения советов и принимал решение. Если недоверие выражалось двумя третями от состава совета, то президент принимал решение об увольнении главы администрации.
Все пункты, связанные с местными советами, из Конституции планируется изъять. Префект будет подотчетен и подконтролен только президенту и Кабинету министров.
Полномочия префектов
Полномочия исполнительной власти, которыми сейчас наделены главы областных администраций, перейдут к исполнительным комитетам советов различных уровней.
В новой редакции Конституции статья 119 предусматривает для префекта в основном надзорные функции:
- префект должен следить, чтобы местные советы и главы территориальных громад придерживались норм Конституции и законов;
- префект направляет и координирует деятельность территориальных органов центральной власти и обеспечивает их взаимодействие с органами местного самоуправления, но только в условиях военного или чрезвычайного положения, а также чрезвычайной экологической ситуации;
- если префект сочтет, что акты местных органов власти противоречат Конституции и законам, он подает президенту предложение о приостановлении действия таких актов.
Префект не может быть депутатом
По старым правилам, главы государственных администраций имели право быть депутатами местных советов. Как правило, губернаторы были депутатами соответствующих областных советов.
Префекту в такой преференции будет отказано. Он не сможет совмещать префектурную деятельность с депутатской.
Административно-территориальный передел
То, что ранее называлось сельскими и поселковыми советами, может объединяться и создавать новые объединенные территориальные громады – ОТГ. Этот процесс уже идет на основании нормативных актов, принятых ранее.
Меняются сроки каденций
Сейчас местные советы и мэры городов избираются на 5-летний срок.
В соответствии с новыми правилами, время действия советов и председателей громад сокращается до 4-х лет.
Председатели советов вообще избираются только на один год. То есть в течение одной каденции в совете должно смениться четыре председателя или более, так как предусмотрен вариант и досрочного превращения полномочий спикера.
Как распустить местный совет?
Статья 144 Основного закона позволит префекту в сотрудничестве с президентом приостановить деятельность местного совета или распутисть его.
Данная процедура будет осуществляться в несколько этапов:
- префект рассматривает акты соответствующего областного совета, окружного совета, председателя громады;
- если префект считает, что принятые акты создают угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, он направляет представление президенту;
- президент Украины останавливает указом действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины;
- параллельно президент временно останавливает полномочия председателя громады, окружного или областного совета и назначает временного государственного уполномоченного, который осуществляет местное управление.
- Конституционный Суд рассматривает указ президента не более семи календарных дней.
Далее ситуация может развиваться по двум вариантам, в зависимости от решения КС.
Вариант А: если КС признает решения главы громады, совета громады, окружного или областного совета конституционными, то указ президента теряет силу.
Вариант Б: если КС признает решение вышеозначенных органов неконституционным, то их полномочия прекращаются и назначаются внеочередные выборы.
Когда состоятся выборы?
Выборы глав территориальных громад, советов громад, окружных и областных советов должны состояться в течение 90 дней после вступления конституционных изменений в силу. Это может изменить график проведения местных выборов, которые по плану должны пройти в октябре 2020 года.
После вступления закона в силу в области следует назначить префектов. Но районные и областные администрации также не прекращают действовать до проведения выборов (однако крайний срок их работы - до 1 марта 2021 года). Так что в регионах могут параллельно действовать и главы администраций, и префекты.
Комментарий редакционного кота Статуса:
Новое территориальное устройство возвращает нас к историческому "Вся власть - советамъ!" И что бы ни говорили злопыхатели, подозревающие узурпацию власти президентом, даже коту понятно, что речь идет о настоящей децентрализации. Роль префектов выглядит весьма скромной, а полномочия на роспуск советов скорее "прививка от волюнтаризма", чем механизм, который будет реально использоваться. Выглядит это все неплохо. Вопрос только в том, готовы ли местные советы принять на себя новую порцию ответственности за происходящее в регионе? Где взять кадры для формирования исполкомов? Да и вообще, готово ли украинское общество, где в отличие от Западной Европы весьма скромные традиции самоуправления, к подобной самостоятельности?