10 сентября Верховная Рада приняла закон "Об особой процедуре отстранения Президента Украины с поста (импичмент)".
Возможно, часть экспертного сообщества назовет закон историческим и в чем-то судьбоносным. Иная часть – популистским и ничего не добавляющим к существующему положению вещей.
Наша же задача - разбираться по существу.
Прежде всего, необходимо отметить, что процедура импичмента достаточно подробно описана в Конституции страны (статья 111), принятой еще в 1996-м. То есть принятый закон ничего не может изменить в уже существующей схеме отставки президента, но - творчески ее развивает.
Импичмент может быть применен в случае совершения президентом государственной измены или другого преступления. То есть все прочие поведенческие нюансы – не то сказал, не то показал, злоупотреблял алкоголем, курил в неположенном месте, заправлял брюки в носки и вообще лицом не вышел, которые иной раз заставляют руку избирателя тянуться к плакату с надписью "Даешь импичмент!", - на самом деле ничего общего с импичментом не имеют.
Что подразумевается под понятием "преступление", достаточно детально описано в соответствующем кодексе. Речь об убийствах, кражах, грабежах, разбое, мошенничестве и так далее. Если ничего подобного лицо, занимающее президентский пост, не совершило - тему импичмента можно и не открывать.
Совершение преступления президентом условно можно назвать "Нулевым шагом". Для отправки президента в отставку необходимо проделать 10 шагов.
Шаг 1
Парламентское большинство (226 и более голосов, отзывать голоса запрещается) подает письменное обращение в Верховную Раду с инициативой начать процедуру импичмента. При наличии лояльного к президенту большинства ВР, например, в виде монокоалиции, уже само создание подобного обращения является проблематичным. Например, для прекращения полномочий Верховной Рады достаточно инициативы 150-ти лепутатов, которые по доброй воле могут отказаться от мандатов.
Шаг 2
Рада простым большинством (226 и более голосов) должна принять решение о включении вопроса об импичменте в повестку дня.
Шаг 3
Рада большинством голосов (226 и более) принимает решение о создании специальной следственной комиссии, в которую входят народные депутаты пропорционально фракционному представительству, специальный прокурор и специальные следователи. Данный пункт закона конкретизирует конституционную норму, так как в Основном законе не прописан состав ССК. Также закон детально оговаривает обязанности и полномочия комиссии и специального прокурора, чего нет в Конституции.
Шаг 4
Комиссия проводит расследование и готовит выводы относительно того, присутствует ли в действиях главы государства состав преступления. Выводы подаются на рассмотрение Верховной Рады.
Шаг 5
Верховная Рада совместно с главой и судьями Конституционного суда, председателем Верховного суда, генеральным прокурором и уполномоченным ВР по правам человека рассматривает выводы комиссии.
Шаг 6
Рада принимает решение конституционным большинством (300 голосов и более; голосование тайное) о передаче выводов следственной комиссии в Верховный и Конституционный суды.
Шаг 7
ВСУ и КСУ рассматривают представление Верховной Рады и направляет свои выводы обратно в сессионный зал.
Шаг 8
Верховная Рада принимает решение об отстранении президента с поста (голосование тайное, нужно 338 и более голосов).
Шаг 9
Главы парламента делает объявление о том, что полномочия (имярек) на посту президента прекращаются.
Шаг 10 (в принципе, не обязательный)
Лицо, занимавшее пост президента, идет в рабочий кабинет, достает из шкафа картонную коробку, складывает в нее карандаши, стружилки, пресс-папье, дырокол и семейную фотографию и сквозь безучастные взгляды бывших коллег по общему делу покидает офисное здание (как это нередко изображается в голливудских фильмах).
P.S. Как можно заметить, процедура импичмента предельно сложна и достаточно трудно реализуема на практике. Если учесть, что срок работы следственной комиссии ограничивается шестью месяцами, а продолжительность таких процедур, как заслушивание экспертов, свидетелей и последнего слова вообще не регламентируется, то можно предположить, что процедура может быть настолько долгой, что дождаться окончания конституционного срока пребывания на посту будет и менее хлопотно, и менее затратно.