Согласно статье 186 Таможенного кодекса, декларант имеет право самостоятельно определить, в каком таможенном режиме он будет заявлять свой товар. Специалист компании Good Broker помогает разобраться, какими бывают таможенные режимы и что нужно предоставлять таможенным органам при оформлении в том или ином случае.
Всего существует 13 таможенных режимов. В этом материале разберем каждый из них по порядку.
Импорт – это таможенный режим, в рамках которого груз ввозится для свободного обращения в Украину. При ввозе товара в Украину нужно предоставлять инвойс и внешнеэкономический договор таможенным органам, проходить нетарифное регулирование, вносить таможенные платежи. Затем товар может быть «выпущен» в свободное обращение в Украине.
Реимпорт – это режим, при котором товары, которые были произведены в Украине и вывозились в режиме экспорта, по какой-либо причине возвращаются обратно в страну. При реимпорте должны соблюдаться несколько условий. Товар должен находиться за границей не больше года и в этот период не приносить прибыль предприятию. Также товар должен находиться в неизменном состоянии с момента экспорта. При реимпорте не платится пошлина – только НДС.
Экспорт – это режим, при котором груз отправляется без обязательств по его возвращению в свободное обращение за границей. В таможенные органы при экспорте предоставляется внешнеэкономический договор, инвойс, упаковочный лист, а также накладные либо чеки, подтверждающие, что товар действительно принадлежит вам. При экспорте не платятся налоги и НДС, в редких случаях – специальные пошлины.
Реэкспорт – объясняем на примере. Если вы завезли продукцию и она оказалась некачественной/ не соответствовала описанию/ вышла из строя раньше заявленного срока, вы имеете право отправить ее обратно контрагенту. Условия реэкспорта аналогичны условиям реимпорта. Продукция не должна была приносить прибыли в течение того периода, пока она находилась в вашем ведении (не больше года), и должна сохранить свой прежний вид.
Транзит – это режим, при котором груз перемещается из одного таможенного поста в другой под таможенным контролем. Существует два вида транзита: внутренний и проходящий. Сначала разберемся с внутренним транзитом. Представьте ситуацию: водитель вез груз и случайно заехал не на ту таможню, снявшись с контроля. Чтобы доставить груз к нужной таможне, нужно сделать транзитную декларацию. При проходящем транзите происходит то же самое, только между странами. Товар перемещается из одного государства в другое, не выходя в свободное обращение.
Временный ввоз/вывоз – это когда продукция ввозится в страну на определенное время и должна покинуть ее в неизменном состоянии. Каким-либо образом совершенствовать продукцию при временном ввозе/вывозе нельзя. Представим, что вы хотите начать производить что-либо, но вам не хватает оборудования. Покупать его по какой-либо причине вы пока не решаетесь, и поэтому заключаете договор о временном ввозе. Завозя оборудование в рамках временного ввоза, вы не платите таможенные платежи и пошлины в полном объеме. Однако продукция должна быть отправлена обратно не позже, чем это заявлено в декларации (ее также можно пролонгировать).
Таможенный склад – это режим, при котором продукция помещается для хранения на склад без оплаты пошлин и таможенных платежей. Нетарифное регулирование также не применяется. Приведем пример: вы завезли в Украину большую партию товара, но не можете сразу внести все таможенные платежи по ней, или у вас нет пространства, чтобы хранить всю эту партию. В таком случае можно делать спецификацию к инвойсу, дробить партию и забирать ее частями. Груз тем временем будет храниться под таможенным контролем. Другой сценарий – у вас нет какого-либо нужного документа (например, заключения санэпидемслужбы), чтобы пройти таможню. Пока вы занимаетесь получением недостающего документа, груз также может храниться на таможенном складе.
Специальная таможенная зона – при этом режиме к товарам не применяется тарифное и нетарифное регулирование. Речь о специальных свободных экономических зонах.
Магазин беспошлинной торговли – более известен как Duty Free. При этом режиме не платится ни пошлина, ни НДС, однако товар не может быть введен в свободное обращение в Украине и будет находиться под таможенным контролем на границе не меньше трех лет. Спустя три года товар можно растаможить и пустить в свободное обращение.
Переработка на/за пределами таможенной территории Украины – этот режим часто путают с временным ввозом/вывозом, хотя разница между ними принципиальная. Если ввезенное на время каким-либо образом целенаправленно изменяется, это однозначно режим переработки.
Уничтожение или разрушение – если груз ввезен в таможенную зону Украины, но по какой-либо причине оказался не нужен, и владелец не собирается вводить его в обращение на территории Украины, можно уничтожить товар под присмотром таможенных органов при условии, что это не навредит окружающей среде.
Отказ в пользу государства – когда продукция оказалась ненужной и не была введена в свободное обращение в Украине, можно отказаться от нее в пользу государства. Тарифное и нетарифное регулирование в таком случае не применяется.
По материалам: goodbroker.com.ua