Начиная с заголовка и далее не будет "лиц ромской национальности". Равно как не будет и толерантности, которая явно мешает взглянуть на проблему трезво.
Итак, сожжение лагеря цыган на Лысой горе породило очередную волну либеральных рассуждений насчет цыган - "их надо социализировать", "так нельзя" и т.д., хотя, на взгляд автора, именно в этом случае действия радикалов вполне оправданы если не по форме, то по сути - точно.
Дело в том, что автору довелось много лет прожить в соседстве с целыми двумя цыганскими "домовладениями", хотя конструктивно и эстетически эти сооружения все же больше напоминали таборы. Соседство это дало весьма четкое представление, что из себя представляет этот народ.
Семь утра, звонок в дверь. На пороге - соседка-цыганка.
- Дай 20 гривен на лечение ребенка (ребенок-инвалид действительно был в этой семье).
- Я дам тебе 50, тряпку и ведро с водой - помой подъезд (два лестничных пролета).
- Дай 10. На лекарства.
- На какие? Может быть у нас есть.
- Дай пять.
- На две и не приходи больше.
Ровно через два дня история повторяется с математической точностью, включая интонации.
Еще одна вполне типичная история. Погожий летний день, цыган тащит со двора (нашего) какую-то железяку - кусок шифера или еще какой-нибудь хлам, который неизбежно скапливается во дворе небольшого восьмиквартирного дома.
- Коля, а ты не ах...л ли? - такая по-детски наивная наглость даже не вызывает у жителей дома агрессии.
- А... Это твое? А я не знал, - незадачливый воришка тащит добычу обратно, чтобы прийти за тем же завтра, послезавтра, и приходить снова и снова с тупой настойчивостью.
Вообще желание цыган нажиться не то что бы прилагая минимум усилий, а не прилагая усилий вообще никаких иногда даже нас, людей, имевших богатый опыт общения с ними, ставил в тупик. Цыганская дворняга ощенилась, и мы предложили пристроить щенков. Нам тут же было предложено выкупить их по цене 100 гривен за штуку (это, замечу, было предложено людям, у которых эти "собаководы" ежедневно попрошайничали). Денег цыгане не увидели, конечно. "Товар" просто передох через неделю.
Единственные положительные эмоции цыгане вызывали, когда ругались между собой. Это было настоящее шоу, экспрессивное, местами непонятное, но очень веселое. Представьте себе, вы выходите на улицу и попадаете в фильм Кустурицы.
А потом это "веселье" прекратилось. Один из цыган, не самый плохой, кстати, мужик, который в своей жизни даже успел поработать на работе, повесился на дереве рядом с табором. Цыгане тут же ушли, покинув проклятое место.
Судьба второго табора была почти столь же драматична. Наш район начал активно застраиваться, и так случилось, что домовладение цыган (на которое, конечно, у них не было никаких документов) оказалось в непосредственной близости от стройплощадки планируемой многоэтажки. Никого не обвиняя, опишу ситуацию так: диссонанс этого соседства вызвал пожар, в котором сгорела хибара цыган.
Были ли окрестные жители возмущены случившимся и вообще исчезновением цыган с горизонта? Разумеется, нет. Конечно, наш район существенно обеднел в плане мультикультурности, зато теперь можно не опасаться за оставленные в подъезде велосипеды, не отделываться ежедневно от душещипательных историй попрошаек, не созерцать свалки, в которые цыгане умудряются превращать свои места обитания.
Кто-то скажет - "Не все цыгане такие". Да, вполне возможно. И даже, скорее всего, есть цыгане, которые вполне социализированы. Но они не живут в таборах, не воруют и не попрошайничают, работают, платят налоги и, видимо, вполне заслуживают звания "лиц ромской национальности". Автор тут о других цыганах.
Которых, увы, большинство. Допущение, конечно, спорное, но пусть читатель вспомнит свой опыт общения с цыганами, и честно ответит на вопрос - этот опыт был позитивным? Сколько людей ответит на этот вопрос "да", а сколько - "нет"? Что-то мне кажется, подобное исследование будет не в пользу цыган.
Так что проблема есть. Как ее решать? Поклонники мультикультурализма, толерантности и прочих модных веяний утверждают, что цыган надо "социализировать". Вспоминая персонажей, которых автор наблюдал в течение многих лет, можно с уверенностью утверждать, что "социализация" этих людей закончится только тем, что "социализаторы" лишатся кошельков и телефонов, при этом самые сердобольные из потерпевших будут пребывать в святой уверенности, что сделали для бедных "лиц ромской национальности" не все, и если чуть-чуть поднажать... Хотя на самом деле не произойдет ничего. Попытки "социализации" этой этнической группы предпринимались столетиями, и даже легенды самих цыган (подчеркну - именно их легенды, а не о них) сплошь о том, как хитрые цыгане ловко обходили любые попытки втащить их в социум. Ознакомьтесь с ними ради интереса - ничто не говорит о ментальности народа лучше сказок, которые матери рассказывают детям.
И, кстати, никто не задавался вопросом, почему никому не приходит в голову социализировать евреев, румын, армян и представителей еще нескольких десятков национальностей, проживающих на территории Украины? Почему такая проблема есть только с цыганами?
Кроме бесперспективности социализации есть еще один вопрос: а почему их вообще нужно социализировать? Чем они заслужили особое к себе отношение? В конце концов, они такие же граждане Украины и обязаны соблюдать не только законы общества, в котором живут, но и следовать принятым в обществе нормам - начиная от моральных и заканчивая гигиеническими. Подчеркну - это они должны им следовать, а не мы пытаться сделать так, чтобы как-то наставить их на путь истинный или сгладить острые углы нашего с ними сосуществования.
Вопрос "А что делать, если не следуют и не соблюдают?" сразу наводит на мысли о "геноциде", "расизме" и т.д. Тут рассуждения как будто испуганно останавливаются перед пропастью, в которой наше сознание угадывает черты оседлости, крематории и прочие ужасы. На самом деле пропасти никакой нет. Вернее, она есть, но вырыта совершенно искусственно авторами мутных идей о мультикультурализме и толерантности. Просто нужно совершенно четко различать, что ответственность человек должен нести на за то, что он цыган, а за то, что гадит в парке. И неважно, украинцы ли устроили табор в черте города, цыгане или молдаване. Жить таборами у нас не принято. Это не плохо и не хорошо. Не принято и все. Те, у кого это было принято в течение столетий, должны или принять правила, принятые в данном конкретном обществе, или найти себе другое общество. Точка. Никаких оправданий "традиционностью уклада" быть не может, потому что если мы пойдем по этому пути, то в конечном итоге утратим собственную идентичность, сделавшись обслугой разного рода меньшинств, чуждых нам ментально и культурно. Возможно, этот путь и считается "европейским", но разве только на основании этого можно считать, что он правильный?
И последнее. Автор обычно не склонен к обобщениям, но в данном случае уверен, что примерно так же как думают подавляющее большинство читателей. Думают, но молчат. Потому что это "нетолерантно", потому что это "шовнизм", "расизм" и т.д. Пора бы уже избавляться от этой чуждой нам идеологической накипи, которая, кстати, даже в Европе постепенно исчезает, уступая место более здравому взгляду на происходящее.
А для начала надо бы снова научиться называть вещи своими именами. Поэтому нет никаких "лиц ромской национальности". Есть цыгане, которые являются проблемой, созданной не нами, а ими. И проблему эту нужно решать, заменив, наконец, идеологические штампы простым здравым смыслом и трезвым взглядом.