В воскресенье, 8 апреля, по православному календарю отмечается День святой Пасхи - праздник Воскресения Иисуса Христа, главный праздник всех православных христиан. В этот день церкви не испытывают недостатка в посетителях, однако далеко не все из них знают о предназначении и символизме пасхальной ночи, сопутствующих ей обрядах и традициях. Попытаемся разобраться, в чем же смысл Пасхи и праздничной службы.

"Праздник праздников и торжество торжеств" - так именуют Пасху православные христиане. В этот день они отмечают Воскресение Иисуса Христа, которое произошло на третий день после его смерти, причем день смерти считается первым днем. 

В Украине праздновать Пасху начали в конце первого тысячелетия, с приходом христианства. Иисус Христос воскрес рано утром, и это Воскресение сопровождалось землетрясением: ангел небесный отвалил камень от двери Гроба Господня. На рассвете женщины-мироносицы Мария Магдалина, Мария Клеопова, мать Иакова и Соломия пришли к гробу с благовониями, чтобы обмазать тело Иисуса, но увидели отваленный камень и пустой гроб. Тогда взволнованным женщинам явился ангел и возвестил о Воскресении Господа. 

Подготовка к празднику

К Пасхе верующие готовятся в течение 40 дней Великого поста - одного из самых строгих постов. Именно столько времени провел Иисус Христос в пустыне. Считается, что в эти дни верующее должны соучаствовать в страданиях Господа, которые пережил Иисус Христос в человеческом образе в последние дни. Эти недели по-церковнославянски называются седмицы. Последняя неделя перед Пасхой называется Страстная Седмица.

Особое значение имеет Великий Четверг - день, когда Иисус вместе со своими учениками во время тайной вечери разделил последнюю трапезу и тем установил таинство причастия. Этот день еще называют Чистый Четверг, и все православные по возможности стараются причаститься. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история Христовых страданий.

В Страстную Пятницу из церкви выносят плащаницу - кусок ткани, в которую было завернуто тело Христа после снятия с креста, на которой изображен Он в гробу. В этот скорбный день предписывается ничего не есть. 

Празднование Пасхи

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему израильскому народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к плащанице и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах храма священнослужители тихо поют стихиру (воспоминаемое событие): "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими Вратами и закрывающий их со стороны алтаря), и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира поется духовенством в третий раз до середины еще более высоким голосом, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю, а участников крестного хода церковь сравнивает с женами-мироносицами, которые первые встретили Христа воскресшим. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот (жизнь) даровав!" Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…", а хор и народ в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых…"

Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!"

Последующее богослужение пасхальной заутрени состоит из пения канона (торжественного церковного песнопения, посвященного прославлению какого-либо праздника или святого), составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями пасхального канона священники с крестом и кадилом кадят алтарь и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!"

В конце утрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после утрени служится пасхальная литургия (богослужение), особенность которой состоит в том, что начало Евангелия от Иоанна читается на разных языках. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб - артос.

После окончания праздничного богослужения православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

Пасха празднуется семь дней - всю неделю, которая называется Светлая пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым.

На Светлой Седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!"

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха. Эту снедь, как и мясо, колбасу, вино, верующие освящают, чтобы на них пребывало Божие благословение.

Церковь всегда строго относилась к пьянству, особенно в дни Пасхи. Но запрета на умеренное употребления алкоголя нет, поэтому прихожане часто кладут в корзинки для окропления в том числе алкоголь. Также по канонам в церковь нельзя вносить мясо и мясные продукты. Возможно, из-за этого и появилась традиция освящать "кошики" на улице вокруг храма, хотя скорее всего это связано с удобством - чтобы всем хватило места.

Кроме того, переход от постового питания к скоромному, по мнению православных христиан, сам по себе заслуживает благословения. И, наконец, употребление благословенной еды – это еще и выражение некой общности с церковью.

Обычаи, ритуалы, приметы

Пожалуй, самый распространенный пасхальный обычай - это красить куриные яйца в разные цвета. Обычая красить яйца - очень древний, он уходит своими корнями в раннехристианскую эпоху.

Причин же, по которым православные чаще всего красят яйца именно в красный цвет, называют несколько. Существует версия, что это делают потому, что в пасхальные праздники яйцо окрашено кровью Христа.

Другая легенда гласит, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. На столе среди прочих блюд были жареная курица и вареные яйца. Один из гостей, вспомнив о Христе, сказал, что тот воскреснет на третий день. Хозяин дома ответил, что это будет возможным, только если курица на столе оживет, а яйца станут красными. И в тот же миг курица ожила, а яйца покраснели.

Однако самая распространенная версия - что после воскресения Христа его последователи разошлись по разным странам, разнося повсюду весть о том, что Христос победил смерть. И Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. В подарок императору Мария преподнесла яйцо как символ воскресения Христа. Император же усомнился в этом и сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают.

Так же, как люди христосуются трижды в щеки, христосуются и пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы. Раньше дети еще играли в "покатушки" - у кого яйцо дальше укатится.

У пасхальных яиц были и разные "практические" применения:

  • их катали по земле, чтобы она была плодородной;
  • яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху;
  • зачастую их не ели сразу, а берегли в течение всего года, чтобы использовать как защиту дома от пожара, а посевов - от града.

Естественно, кроме традиции покраски яиц, у нас бытовало и бытует много других традиций. Так, раньше в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, всюду в деревнях зажигались огни. Около церквей разжигали костры, зажигали развешенные накануне фонарики, на холмах поджигали смоляные бочки. Оставшиеся от костров угли собирали и закладывали под крышу, дабы защитить дом от пожара и молнии. Во многих местах перед началом пасхальной службы и после ее окончания было принято стрелять из ружей. Особенно распространенной эта традиция была среди охотников - считалось, что тем самым не только обеспечишь себе удачную охоту на весь год, но также непременно убьешь черта. К тому же "стрелять - значит Христа встречать".

Народные гулянья на Пасху сегодня уже не проводятся с таким размахом, как раньше, когда они продолжались от одного дня до 2-3 недель (в зависимости от местности).

Следует сказать, что по традиции на Пасху никогда не ходят на кладбище, более того, в связи с этим радостным днем прекращается даже поминовение усопших в течение всей Светлой Седмицы. Родительский день - Радоница - отмечается на девятый день после Пасхи. А обычай посещать на Пасху могилы родственников возник в советское время как попытка превратить церковный праздник в своего рода день поминовения усопших.

В завершении хотим еще раз напомнить, что Пасха, праздник Воскресения Иисуса Христа, - главный праздник всех православных христиан. Не следует забывать его христианскую суть за наслоением традиций, ритуалов и обычаев, которые, к сожалению, иногда подменяют собой истинное значение этого Великого Дня.