Метро на Троещину, как говорят в народе, - символ несбывшейся мечты жителей столицы. Но как бы каламбурно это ни звучало, сейчас Киев вплотную приблизился к тому, чтобы ее реализовать. Полгода назад о проекте, который стал своеобразным мемом, опять заговорили.
Вновь за рыбу деньги: что случилось в конце 2018-го?
19 октября 2018 года мэр Киева Виталий Кличко выдал официальное распоряжение о строительстве четвертой ветки метрополитена - Подольско-Выгуровской. Заявленный срок реализации проекта - 2025 год. С 2018 по 2020 гг. должна быть разработана вся проектная документация, проведены ее экспертиза и утверждение. Заказчиком работ, согласно документу, становится коммунальное предприятие "Киевский метрополитен".
Тендер на разработку технико-экономического обоснования по строительству метро на Троещину анонсировали в ноябре 2018 года. Соответствующее объявление было опубликовано на сайте публичных госзакупок Prozorro. Согласно требованиям проекта, подрядчик обязуется гарантировать заказчику качество проектных решений, которые обеспечат безопасную эксплуатацию сооружений в течение 250 лет.
В феврале 2019 года КГГА отменили тендер из-за отсутствия необходимого финансирования в бюджете Киева на текущий год. Но одновременно с этим поспешили заявить, что возобновят торги в ближайшее время, а на срок реализации плана это не повлияет. Чтобы вновь объявить тендер, планируют сменить источник финансирования - теперь деньги будут брать не в городском бюджете, а в бюджете предприятия "Киевский метрополитен".
Реализатором проекта "Метро на Троещину" должен стать китайский консорциум, куда входят компании China Railway International Group Co., Ltd. и China Pacific Construction Group with China Railway International Group Co. Ltd. КГГА подписала с ним соответствующее соглашение в ноябре 2017 года. Стоимость строительства оценивается в 2 млрд долларов, при этом 85% от этой суммы будет покрываться кредитами от китайских финансовых учреждений. Соглашением предусматривается создание украинского-китайской рабочей группы для разработки оптимальных технических и финансовых решений при реализации проекта. Сейчас продолжаются работы по созданию и согласованию "дорожной карты". В деталях расписанный план должен учитывать позиции двух сторон и отображать каждый их этапов строительства. При этом китайский инвестор требует от украинской стороны предоставить государственные гарантии по проекту. Сделать это специальным распоряжением должен Кабинет министров Украины.
Отметим, что строительство подземки в сторону Радужного массива невозможно до момента окончания работ по возведению Подольско-Воскресенского моста. Мостовой переход строят уже 16 лет. Сейчас наблюдается активная фаза проекта - весной 2019-го закончили работы по укреплению арочной конструкции, к концу лета должны убрать временные подпорки. Ожидается, что это будет самый большой арочный мост в Европе. На нем обустроят шесть автомобильных полос, два железнодорожных пути для метро, трубопровод. Вдоль моста будут функционировать три станции новой ветки метро.
Каким будет троещинское метро?
Согласно плану, четвертая линия киевской подземки соединит Кольцевую дорогу и жилой массив Выгуровщина-Троещина. Путь будет пролегать через ул. Черновола, Подол, Подольско-Воскресенский мост, Русановку. Протяженность - 30 км. Запланированное количество станций - 14. Три станции планируют сделать подземными, на них обустроят три пересадочных узла: со станции "Подольская" можно будет перейти на "Тараса Шевченко" (синяя ветка), с "Глубочицкой" на "Лукьяновскую" (зеленая ветка), с "Вокзальной" на одноименную станцию метро на красной ветке. Кроме 14 станций хотят открыть два электродепо - "Троещина" и "Гатное". Также будет построена пересадочная линия протяженностью 1 км между кольцевой электричкой и новой четвертой линией.
Подольско-Выгуровскую линию метро планируют строить постепенно. На первом этапе будет возведена часть ветки с Троещины до станции метро "Вокзальная". Второй этап предусматривает строительство метро от центрального железнодорожного вокзала до столичного международного аэропорта "Киев" им. М. Сикорского (Киев-Жуляны). Реализация каждого из этапов будет длиться от трех до четырех лет.
Чего ждать киевлянам после успешной реализации проекта?
Строительство линии метрополитена с Подола на Троещину предусмотрено стратегией развития Киева до 2025 года. Ориентировочное количество населения, которое охватит будущая ветка метрополитена, составляет 350 тысяч человек.
Ожидается, что после строительства моста и проложения новой ветки метро загруженность Северного мостового перехода снизится на 22%, моста Метро - на 28%, а моста Патона - на 15%. В результате этого на 20–25% увеличится скорость движения на переездах с Левого берега на Правый. После открытия моста, а затем и метро, жители Троещины и Воскресенки смогут добраться до Майдана Независимости и Крещатика за 40 минут.
Модернизация транспортной сети Деснянского и Днепровского районов станет причиной развития социальной и развлекательной сфер. Также это приведет к росту цен на недвижимость, которая выставлена на продажу. Вспомните, как повысились цены на жилье в Голосеевском районе, когда в 2010 году после "Лыбедской" открыли три станции, а затем продлили ветку еще дольше.
С уверенностью можно сказать, что инвесторы жилого района RYBALSKY останутся довольны. Недвижимость строится на территории Рыбальского полуострова, где планируется станция метро "Судостроительная". После открытия Подольско-Выгуровской линии метрополитена стоимость квартир и коммерческих помещений заметно возрастет, а это предполагает хорошую окупаемость инвестиции.
Как бы там ни было, а строительство метро на Троещину пойдет только во благо киевлянам. Кто-то получит больше выгод, кто-то меньше, но в выигрыше будут абсолютно все.