11 сентября 1848 года в Киеве начато строительство Николаевского цепного моста.

Автором проекта был британский инженер Чарлз Виньоль.

Мост имел шесть пролетов, железные конструкции изготавливались в Великобритании.

Мост длиной 776 метров и шириной 16 метров стал одним из крупнейших архитектурных достижений своего времени, превзойдя сооруженный за несколько лет до него Цепной мост Сечени в Будапеште. Был назван Николаевским в честь императора Николая I.

Постоянное движение по мосту было открыто в 1855 году.

Для пропуска судов мост имел разводную секцию у правого берега, которая приводилась в движение поворотным кругом с помощью всего четырех человек. Она действовала не в течение всей навигации. Тогдашние судна нормально проходили под Цепным мостом, и только весной, когда уровень воды существенно поднимался, приходилось прибегать к проходу под разводной секцией.

В 1912 году по Цепному мосту открыли движение бензотрамвая.

9 июня 1920 года мост был взорван по приказу польского генерала Рыдз-Смиглы во время польской оккупации Киева.

10 мая 1925 года был открыт новый мост балочной конструкции, построенный по проекту академика Патона на сохранившихся опорах Цепного моста, и названный в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.

9 сентября 1941 года мост разрушен окончательно, взорван отступающей Красной армией. После войны мост не восстанавливался.

Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач, и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.