28 июля 988 года считается официальным днем Крещения Руси.
Крещение Руси - термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение христианства как государственной религии в Киеве и иных владениях князей Рюриковичей. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории православной церкви на территории древнего восточнославянского государства с центром в Киеве.
Принятие христианства в качестве государственной религии состоялось при князе Владимире Святославиче.
Выражение “Крещение Руси” появляется уже в “Повести временных лет“.
Согласно "Повести временных лет", до крещения князя Владимира имело место “испытание вер”. В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питье вина, Владимир ответил знаменитой фразой: “Руси есть веселие пити”, после чего отверг предложение булгар.
После булгар пришли немцы из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: “если кто пьёт или ест, то все во славу божию”. Однако Владимир отослал их, сказав им: “Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого”.
Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли - Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир еще не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: “Не ведали, где мы есть — на небе или на земле”. В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
Согласно письменным источникам, на части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Однако сопротивление крещению имело в подавляющем большинстве случаев, в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели антихристианский, хотя имели место и другие, кроме политического, аспекты: социальный, культурный, бытовой.
Так, согласно сообщению Иокимовской летописи, подтвержденному археологическими данными XX века, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещен в 990 году епископом Иоакимом и новгородским посадником Воробьем Стояновичем при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира - Малуши) и тысяцкого Путяты.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий — св. Леонтий — много сделал для утверждения христианской веры в Ростове.
Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского императора Василия II грамоту “полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики”.