Харьков. школа, предметСообщение Министерства образования и науки о введении в украинских школах с 1 сентября 2018 года нового предмета, как любое нововведение, вызвало закономерное беспокойство сетевого сообщества. МОН предложил исключить из программы биологию, географию, физику, химию, экономику и астрономию и заменить предметом “Естественные науки”, что было воспринято частью общественности в качестве попытки снижения образовательного уровня школьников. Status Quo решил разобраться, для кого и с какой целью предлагается введение нового предмета.

(Читателям предлагается ответить на вопрос "К чему, по вашему мнению, приведет введение объединенного предмета "Естественные науки"?" См. ниже).

Для кого?

Новый предмет рекомендован к изучению в 10-11 классах с общественно-гуманитарной, спортивной или художественно-эстетической специализацией общеобразовательных школ. Для учащихся 5-9 классов раздельное изучение географии, математики, физики, химии сохраняется.

Как заявляют в МОН, с 1 сентября новый предмет вводится не в обязательном порядке, а в качестве эксперимента. Школы, которые хотят принять участие в эксперименте, должны обратиться в местные управления образования.

Это возможно в профильной старшей школе, когда дети выбирают гуманитарный профиль и когда им не хватает времени на углубленное изучение интересующих их предметов. Это значит, что часть предметов нужно каким–то способом объединить, чтобы они всё–таки имели общее представление про картину мира, про естественные предметы. Очевидно, что до 9 класса они учили эти предметы, но все равно на уровне 10-11 класса такой курс продолжит развитие.

Лилия Гриневич, министр образования и науки.

Для чего?

Новый предмет вводится для того, чтобы разгрузить учащихся, не планирующих сдавать внешнее независимое оценивание по точным и естественным наукам, и дать им более широкие возможности сосредоточиться на предметах гуманитарного профиля. Как утверждают авторы учебных программ, они ставят перед собой задачи дать учащимся общие представления о мироздании и действующих в нем законах.

Авторы одной из четырех программ "Естественные науки" сформулировали цели нового предмета следующим образом: " Цель курса направлена на формирование естественно-научной картины мира (ЕНКМ) и естественно-научной компетентности, представлений о роли и месте человека в природе, усвоение ими основных понятий естествознания, составляющих ядро знаний о природе, на создание личностно-значимой системы знаний - образа природы как основы жизнеутверждающего образа мира".

Внешне выглядит замысловато, но общий смысл понятен: учить будут понемногу обо всем.

Что будут изучать?

Как уже было сказано выше, Министерство образования и науки предлагает школам, которые пожелают принять участие в эксперименте, целых четыре варианта программы. Для понимания того, что конкретно будут изучать старшеклассники-гуманитарии, спортсмены и художники на уроках по объединенному предмету "Естественные науки", необходимо дать краткие обзоры различных вариантов.

Вариант 1. "Естественные науки" от Инны Деминой, Виктора Задоянного и Сергея Костика.

Темы: "Наука – ключ к будущему", "Частицы", "Волны", "Вещества", "Смеси и растворы", "Клетка", "Энергия и энергетика", "Питание", "Психофизическое развитие человека" и "Космос".

Сквозными содержательными линиями, которые должны проходить через все темы, являются "Гражданская ответственность", "Здоровье и безопасность", "Экологическая безопасность и устойчивое развитие", "Предприимчивость и финансовая грамотность".

Вариант 2. "Естественные науки" от Веры Ильченко.

Темы: "Основные понятия природоведения и научные методы познания природы", "Механика", "Молекулярная физика", "Основы термодинамики", "Неметалические элементы", "Металлические элементы", "Молекулярный уровень организации живой природы", "Клеточный уровень организации живой природы", "Неклеточные формы жизни, одноклеточные и многоклеточные организмы", "Электродинамика", "Волновая и квантовая оптика. Атомная и ядерная физика", "Развитие знаний о Вселенной" плюс краткие биологичекий, химический и географический модули.

Вариант 3. "Естественные науки" от Татьяны Засекиной.

Темы: "Вселенная", "Земля", "Биоразнообразие", "Человек" и "Технологии". 

Вариант 4. "Естественные науки" от Дмитрия Шабанова и Александра Козленко.

Темы: "Возникновение и развитие Вселенной и Земли", "Возникновение и развитие жизни на Земле", "Уникальность человечества", "Варианты будущего и неизнурительное развитие", "Источники энергии", "Вещества", "Восприятие, обработка и передача информации", "Здоровье и демография", "Безопасная среда".

На различные темы в различных курсах отводится от 6 до 64 уроков.

Как можно заметить, программы составлены на основе широты авторских познаний в естественных науках и их представлений о необходимом объеме гуманитарной составляющей нового учебного курса, что предоставляет будущим участникам образовательного эксперимента определенную широту выбора.