врач, солдат, чародей, купецВо времена, когда еще словосочетание "медицинская реформа" практически не несло для пациентов никакой смысловой нагрузки, в Киеве популярностью пользовались самодеятельные знахари врачеватели.

Немалым авторитетом в качестве врачевателей пользовались отставные солдаты. Это объяснялось тем, что во время длительной военной службы (а длилась она в XVIII – начале XIX столетия 25 лет) солдаты приобретали не только богатый жизненный опыт, но и элементарные медицинские навыки – дезинфекция ран, перевязка, наложение шин, правила личной гигиены, лечение от некоторых несложных недугов. Правда, среди отставников попадались и изрядные проходимцы, которым удавалось выманивать у пациентов крупные суммы денег.

Из гусаров - лекари

В городских летописях сохранилась история об известном врачевателе отставном солдате Старосербского гусарского полка Семене Хотинском. Правда, его деятельность носила скорее скандальный характер.

В 1766 году на него подали в суд сразу несколько горожан. Священник Успенской церкви и два студента академии заявляли "о повреждении им неискусным лечением больных глазов". А подольский мещанин обвинял Хотинского в неумелом лечении "бывшей у него под бородой раны".

Магистратские судьи приговорили лекаря к публичному наказанию на площади батогами "за ненадлежащее ему вступление в лечение".

Как согдат нечистую силу изгонял

Спустя столетие, не смотря на то, что в городе появилось значительное количество дипломированных медиков, самодеятельные знахари продолжали пользоваться популярностью у некоторой части публики.

Бывший солдат Железченко появился на Подоле в 1885 году и объявил себя "врожденным доктором, излечивающим неизлечимые болезни". Очевидно, способностями врачевателя он все-таки обладал: мог снять на время боль и улучшить самочувствие. Кому-то помогал поверить в выздоровление. Поэтому пользовался доверием некоторых больных.

Скандал разразился, когда самодеятельный врачеватель взялся за лечение состоятельного человека, купца Константина Жукова, жившего на Глубочице. Купец страдал от водянки, и врачи признали его положение безнадежным. Железченко, осмотрев больного, заявил, что болезнь чрезвычайно опасная, так как он видит "много злого духу", и что больной заговорен на три года.

Солдат потребовал бутылку вина (водки) и воды, выслал из комнаты посторонних и начал заговаривать нечистую силу. Затем он осушил бутылку и смазал ноги больного конским навозом. На этом первый сеанс лечения закончился.

Жене купца Жукова Железченко объявил, что к мебели притрагиваться никому нельзя, так как вся нечистая сила, изгнанная из больного, сидит в ней и может перейти к ослушавшемуся его приказаний. При этом он советовал вынести мебель из комнаты. Жена Жукова начала умолять Железченко об изгнании нечистой силы из дома. Солдат-чародей согласился и, согнав всю нечистую силу в небольшое зеркало стоимостью в 10 рублей, заявил, что оставлять его в доме очень опасно. Солдат взял зеркало с собою и при этом потребовал 7 рублей 60 копеек за врачевание.

На следующий день солдат объявил, что в доме чертей нет. Из унесенного зеркала они переселились в него, и теперь для их изгнания требуется 40 рублей — на оплату услуг какого-то опытного заклинателя. Еще через день Железченко потребовал у родственников больного уже 500 рублей, поскольку для полного курса лечения потребуется не менее пяти месяцев и несколько ассистентов. Но пока продолжались переговоры об оплате, купец умер, и родственники подали на шарлатана в суд. Его приговорили к заключению в тюрьме на один месяц. Впрочем, осужденный остался весьма доволен, так как ожидал более сурового приговора.

Светило нетрадиционной медицины

Еще один самозваный лекарь из солдат, Семен Матлахов, жил тихо, от случая к случаю лечил своих знакомых и близких. Но в 1886 году решил расширить свою практику. Он нанял приличную квартиру в центре города и приступил к приему больных. Очевидно, первые шаги на новом поприще медицинского "светила" были успешными, так как киевляне уверовали в него.

Из сообщений прессы.

К нему стекаются легковерные целыми толпами, а адепты его распускают легенды о его славе и искусстве исцелять больных. Они рассказывают, что квартиру его посещают высшие власти города, профессора-медики и лица с княжескими титулами. Это создает шарлатану особый ореол знаменитости, и он не имеет отбою от пациентов. Возле квартиры его стоят толпы по 400-500 человек, некоторые приезжают фаэтонами.

После нескольких неудачных "исцелений" подвигами Матлахова заинтересовалась полиция. Вышел шумный скандал. Целитель был выдворен за пределы Киева силой. До черты города (станции Борщаговка) его сопровождал конвой полиции.

Источник