Вождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения становится дорогим "удовольствием". С 1 июля радикально ужесточаются наказания для пьяных водителей.
Вступает в силу закон № 7279-р, согласно которому:
- вводится уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения;
- повышаются штрафы;
- предусматривается лишение прав на вождение.
Где больше всего пьяных водителей?
Ежегодно в Украине задерживают десятки тысяч нетрезвых водителей (допустимой нормой алкоголя в крови считается не более 0,2 промилле).
По результатам прошлого года первое место уверенно заняла Днепропетровская область – 13 075.
На втором месте Киев – 11 737.
На третьей позиции Киевская область – 7 309.
Очевидно, это лишь надводная часть айсберга, так как далеко не все пьяные водители попадают в поле зрения правоохранителей. Не стоит исключать и коррупционную составляющую. Не исключено, что часть предложений пьяных водителей "договориться на месте" находит отклик со стороны правоохранителей, и такие случаи также не попадают в официальную статистику. Так что по факту количество случаев вождения в нетрезвом состоянии может быть в несколько раз больше.
За что – уголовная ответственность?
За ряд деяний, которые ранее наказывались в административном порядке, или же вовсе не влекли наказания, изменения в законодательстве предусматривают уголовную ответственность.
Уголовное наказание может применяться за следующие виды нарушений:
- управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
- передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов;
- отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции;
- употребление водителем транспортного средства алкоголя, наркотиков и так далее после ДТП с его участием, или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, к проведению медицинского освидетельствования (до принятия решения об освобождении от проведения такого медицинского освидетельствования).
С 1 июля меняется понятие "уголовное правонарушение": оно разделяется на уголовные проступки и преступления (нетяжкие, тяжкие, особо тяжкие).
Перечисленные выше деяния будут считаться уголовным проступком. Наказания за проступки не связаны с лишением свободы.
Что будет считаться уголовным преступлением?
Часть нарушений законодательства, связанная с управлением транспортным средством в нетрезвом состоянии, относится к разряду уголовного преступления.
Если вождение в нетрезвом виде спровоцирует ДТП с телесными повреждениями, то ответственность для водителя выходит за пределы штрафов - с применением наказания в виде ограничения или лишения свободы. Эта норма существовала и ранее в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса.
Если проступки будут наказываться штрафами, то за преступления можно попасть за решетку. Статья 286 предусматривает лишение свободы до 10 лет. Данная часть наказания остается неизменной.
Увеличение размера штрафов
Ранее штраф за первое зафиксированное вождение в нетрезвом состоянии составлял 10 200 гривен. Одновременно водителя лишали прав на год.
При повторном нарушении в течение года сумма штрафа увеличивалась до 20 400 гривен с лишением права вождения на три года.
С 1 июля эта сумма штрафов значительно возрастет.
За первое нарушение закона - уже от 17 000 до 34 000 гривен с лишением права вождения на срок до 3 лет.
Повторное нарушение закона наказывается штрафом в 51 000 гривен с лишением права вождения на срок до 3 лет.
Полицейские-дознаватели и суд
Вождение в состоянии опьянения без причинения повреждений будет считаться уголовным проступком с упрощенным досудебным расследованием. Расследовать проступки должны полицейские с отдельного спецподразделения - дознаватели.
Правоохранители имеют право задерживать виновника на 72 часа в случае, если он сопротивляется или пытается убежать с места происшествия.
Может применяться задержание на 24 часа за попытку нетрезвого человека причинить вред себе или другим.
Процедура рассмотрения таких дел в суде также меняется - в теории она должна ускориться.
Сейчас судебное разбирательство таких дел должен состояться в течение трех месяцев. Если в течение этого срока человека, который управлял авто в состоянии алкогольного опьянения, не привлекли к ответственности, дело закрывается за истечением сроков.
Нововведения в законодательстве позволяют сократить процедуру расследования и привлечения к ответственности до 10 дней.
Улыбайтесь, вас снимают
С 1 июня в Украине должны начать работать камеры для автоматической фиксации превышения скорости. Камеры также будут фиксировать проезд перекрестков на красный свет и выезд на полосу для общественного транспорта.
Планируется увеличить размер штрафа за превышение скорости.
Сейчас действуют следующие виды наказания: 127,5 гривен при превышении скорости до 50 километров в час; более 50 километров в час - 510 гривен.
По данным Министерства внутренних дел, готов законопроект, согласно которому штраф повышается до 3 400 гривен.
Еще одно перспективное ноу-хау – привязать размер штрафа к доходам правонарушителя. Такие нормы действуют в Финляндии и Швейцарии.
Заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко:
У нас некоторые главы госкомпаний, например, получают по 10 000 000 гривен. Если штраф будет в 2% от дохода - это уже 200 000 гривен за превышение скорости. И тогда это будет серьезно, и не захочется нарушать. Это идеальный вариант, и мы к нему постепенно придем".
Также в МВД рассматривают вопрос более тщательного подхода к выдаче водительских удостоверений (опять же с учетом зарубежного опыта).
Если в Швеции, чтобы получить права, человек должен провести с инструктором 100 часов, на территории украинского государства только 20. Рассматривается предложение увеличить этот показатель до 80 часов.
С одной стороны, это повысит стоимость обучения в четыре раза. С другой - повысит степень ответственности и инструкторов, и людей, которые проходят обучение.
***
Как можно заметить, основной упор в борьбе против пьяного вождения делается на ужесточение наказания, а не на его неотвратимость. С одной стороны, это действительно может стать серьезной мотивацией для водителей. С другой, не исключено, повышение уровня коррупции в сфере дорожного движения.