STATUS QUO

Перспективы рынка альтернативной энергетики Украины

2019 год для украинской альтернативной энергетики называют переломным периодом. Но намеченные на 2020 год перемены, в том числе предстоящий для промышленных электростанций переход на аукционы вместо действующего сейчас «зеленого» тарифа и снижение значений последнего для домохозяйств, не уменьшают активности участников рынка, а скорее даже наоборот — стимулируют приток новых игроков и инвестиции.

Так, за второй квартал 2019 года в Украине начали работу новые объекты возобновляемой энергетики, суммарная общая мощность которых составляет 656 МВт. Этот показатель в 6 раз выше, чем было введено за аналогичный период 2018-го. Как отмечает, юридический представитель группы компаний Recom в Украине, Нарек Тунян, наибольший вклад внесли новые солнечные электростанции, на которые приходится свыше 568 МВт мощности (то есть больше 86%).

Эти показатели подтверждают прогнозы, которые давались еще в конце 2018 года, например, сооснователями компании Clear Energy, Андреем Гриненко и Петром Багрием. Так, именно тогда Верховной Радой был проголосован важный для «зеленой» энергетики законопроект №8449-д. Он предусматривает переход на систему аукционов для промышленных производителей электроэнергии из возобновляемых источников с 2020 года и упрощает регуляторные процедуры для домашних электростанций.

Позитивно, как считает Гамлет Тунян, был воспринят украинским рынком и законопроект №9260, который освободил бизнес с 2019 по 2021 годы от уплаты НДС в случае импорта оборудования для солнечных, ветровых и других эко-станций.

Уже с 2020-го «правила игры» начнут трансформироваться, а планы по активному наращиванию доли альтернативной энергетики в общем энергетическом балансе Украины никто не отменяет. По благоприятным прогнозам от Центра Разумкова, через 14 лет этот показатель может достичь 25%, тогда как сегодня (на второй квартал 2019-го) составляет 3.3%.

«Зеленый» тариф — хороший стимул, но устойчивого роста не гарантирует

Для стимулирования развития рынка возобновляемой энергетики Украина не изобрела каких-то ноу-хау. Она пошла по проторенной мировой практике с использованием «зеленого» тарифа, по которому государство выкупает полученную из альтернативных источников электроэнергию по привлекательной для производителя цене. Но есть проблема, текущее значение «зеленого» тарифа почти в 6 раз превосходит себестоимость ее генерации в Украине и даже выше, чем в развитых европейских странах.

С одной стороны подобное обстоятельство манит не только внутренних, но и зарубежных инвесторов. С другой — чревато негативными последствиями. Так, к примеру, в Испании «зеленый» тариф также был явно завышен, что вылилось в серьезные траты для государства (порядка 11 млрд. евро). Затем в спешном порядке все преференции отменили, что стало пагубным для всего сектора: рынок рухнул, тысячи людей остались без рабочих мест и т.д.

Чтобы не пойти по «испанскому сценарию» украинской альтернативной энергетике нужны серьезные перемены, уверена Елена Колтик, одна из руководителей Украинской ассоциации возобновляемой энергетики. Принятый в конце 2018-го года законопроект №8449-д с последующими уже в 2019-м правками призван начать реформирование и позитивно повлиять на дальнейшие перспективы отрасли.

Аукционы для промышленных электростанций

С 2020 года единственным механизмом поддержки крупных производителей альтернативной электроэнергии станут ценовые аукционы. Они придут на смену «зеленому» тарифу, призваны снизить цены и обеспечить конкурентные условия для всех участников рынка.

Начальной стоимостью в ходе каждого аукциона будет выступать величина «зеленого» тарифа, который действует на момент проведения. Победителем станет тот производитель, который предложит самую низкую цену. С ним государственное предприятие «Энергорынок» через свой филиал «Гарантированный покупатель» сможет заключить Pre-PPA (то есть договор купли-продажи) на срок до 20 лет.

С 2020-го в аукционах должны будут участвовать ветровые электростанции (ВЭС) мощностью свыше 20 МВт и солнечные (СЭС) от 10 МВт. В последующем порог будет снижаться:

  • с 2021-го — от 10 МВт для ВЭС и 5 МВт для СЭС;
  • с 2023-го — от 3 МВт для ВЭС и 1 МВт для СЭС.

Для производителей электроэнергии из других возобновляемых источников пока участие в аукционах не является обязательным требованием, но и их доля остается не такой существенной, как у ВЭС и СЭС.

До конца 2019 года инвесторы, вне зависимости от мощности имеющихся объектов генерации электроэнергии, могут застолбить за собой право получения «зеленого» тарифа на текущих условиях вне участия в аукционах. Собственно этим и обусловлена активность на рынке и желание ввести новые мощности в эксплуатацию до 2020-го года.

Проводить аукционы планируется до 2030-го года. По словам Юлии Усенко, главы Всеукраинской ассоциации инвестиций и устойчивого развития, такой переход является лишь первым этапом реформирования отрасли. А успешность их внедрения во многом зависит от подготовки участников рынка к процедуре проведения аукционов и самих ее правил. Так, есть риски, что все квоты могут оказаться в руках пусть и разных проектов, но подконтрольных одному бенефициару, а значит вместо конкуренции появится монополия, предупреждает Юлия Усенко.

Правда, предотвратить подобное развитие событий должно правило о том, что один бенефициар не сможет получить больше 25% годовой квоты на аукционах, плюс суммарный объем продаваемых квот не должен быть выше числа заявок от участников рынка. Но в целом не урегулированная законодательно процедура проведения торгов остается чуть ли не самым актуальным аспектом для будущего отрасли, уверен Нарек Тунян.

Новые условия для домашних электростанций

Изменятся с 2020-го года и размеры «зеленого» тарифа, что актуально для всех тех производителей, которые не обязаны участвовать в аукционах. Речь о мелком бизнесе и домохозяйствах с небольшой мощностью электростанций. Их ждет постепенное снижение размеров выплат за выработанную электроэнергию. В соответствии с тем же законопроектом №8449-д, для СЭС «зеленый» тариф уменьшится на 25%, а для ВЭС — на 10%. Затем еще три года он будет снижаться на 2.5% ежегодно, а после этого еще три года по 1.5%.

Такое решение вступило в силу после внесения правок в №8449-д от 25 апреля 2019 года. В соответствии с другими изменениями в законе на «зеленый» тариф с 2020-го года не могли бы претендовать и домашние СЭС, расположенные на земле. Но уже 7-го августа другой законопроект №10357, отменил эту норму, что позитивно воспринял мелкий бизнес и домохозяйства.

Те производители, которые подпишут договоры о продаже электроэнергии до конца 2019-го смогут получать выплаты по более высокому «зеленому» тарифу вплоть до 2030 года.

Приятные новости для инвесторов

На фоне грядущих перемен и даже некоторой неопределенности, участники рынка альтернативной энергетики и инвесторы позитивно восприняли еще одно новшество. Речь о законопроекте №9260, по которому для строительства СЭС теперь не нужно менять целевое назначение земельных участков. Это, уверен Гамлет Тунян, глава компании Recom AG, упрощает регуляторные процедуры и минимизирует коррупционные риски.

Также по этому закону на три года покупатели импортного оборудования для СЭС, ВЭС и других объектов альтернативной энергетики освобождаются от уплаты НДС. Это снижает на 20% расходы, уменьшает себестоимость реализации проектов и сокращает период окупаемости. Следовательно, благоприятные условия для создания и развития производственных мощностей действуют не только в 2019 году, но и еще два года после этого.

Нужны ли еще поводы, чтобы воспользоваться предлагаемыми возможностями и по достоинству оценить перспективность отрасли в целом?