С тех пор как в прошлом году разразилась пандемия, авиаперевозки грузов стали своего рода экономическим спасательным кругом для авиационной отрасли. Однако статистика все равно выглядит не так хорошо, как многим хотелось бы.

2020 год в цифрах

Данные ИАТА по глобальному рынку авиаперевозок грузов показывают, что спрос на перевозки снизился на 10,6% в 2020 году в сравнении с прошлым годом – это крупнейшее снижение спроса с начала отслеживания показателей в 1990. Мировой пассажиропоток сократился на 65,9% по сравнению с 2019.

В течение летнего сезона в Восточном полушарии наблюдалось постепенное восстановление отрасли, однако с окончанием сезона отпусков и введением более строгих ограничений на поездки ввиду новых вспышек коронавируса и появления новых штаммов ситуация поменялась к худшему.

До пандемии 60% всех международных грузовых авиаперевозок приходилось на долю пассажирских самолетов, поэтому в 2020 году вместимость сократилась почти на четверть.

Кризис ощущался во всем мире, причем особенно сильным он был для ближневосточных перевозчиков из-за ограниченности их внутреннего рынка. Например, в конце марта 2020 года из-за пандемии COVID-19 Emirates была вынуждена полностью остановить пассажирские рейсы, общая емкость для грузоперевозок сократилась более чем на две трети, остались только грузовые перевозки с парком из 11 самолетов Boeing 777.

Поскольку сектор пассажирских перевозок не спешит восстанавливаться, сокращение пропускной способности на рынке грузовых авиаперевозок все еще сохраняется. И все же начало 2021 года вселяет некоторые надежды.

Нестабильность и тарифы на перевозки

Февральский отчет CLIVE Data Services и TAC Index показал, что в январе глобальный коэффициент загрузки составил 66%, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Найл ван де Воув, управляющий директор CLIVE, отметил, что январские грузовые рейсы были очень загружены для этого времени года. Он связывает это с тем, что потребители по всему миру в связи с ограничениями на поездки тратят деньги на дорогостоящие товары, а не на путешествия и отдых.

В целом рынок остается очень нестабильным из-за постоянных изменений нормативно-правовой базы, связанной с пандемией COVID-19, появления новых штаммов и растущей потребности в дистрибуции вакцин.

Авиакомпаниям приходится тяжело, так как они просто не могут знать, что будет «за следующим поворотом» и соответственно не могут гарантировать, что выполнят свои обязательства по пропускной способности.

Данные TAC Index также показывают, что тарифы на авиаперевозки постоянно меняются. Цены на перевозки из Азии упали в первые две недели января, но восстановились к концу месяца.

Сейчас переговоры по тарифам между грузоотправителями, экспедиторами и перевозчиками становятся намного более краткосрочными, они ведутся еженедельно или даже по каждой товарной партии. Как следствие, количество спотовых ставок резко выросло по сравнению с предыдущими годами.

Как авиакомпании компенсируют потери

IATA прогнозирует рост грузовых тонно-километров (FTK) на 25% в 2021 году. Между тем, чтобы компенсировать потерю доходов от пассажирского сектора, некоторые авиакомпании переоборудовали свои самолеты для грузовых перевозок.

Показательный пример: когда разразился пандемический кризис, Emirates немедленно восстановила воздушное сообщение с мировыми рынками, эксплуатируя пассажирский самолет Boeing 777-300ER как грузовой, чтобы он мог продолжать перевозить товары первой необходимости, которые потребовались для борьбы с COVID- 19.

Компании пришлось в кратчайшие сроки спланировать новую маршрутную сеть, вести напряженные переговоры с партнерами по всему миру, а также сотрудничать с контролирующими органами, чтобы получить разрешения на выполнение полета.

Lufthansa также стала использовать переоборудованные самолеты и корректировать сеть маршрутов.

«В 2020 году во время пика спроса на средства индивидуальной защиты мы убрали сиденья с главной палубы 10 пассажирских самолетов, чтобы обеспечить дополнительную вместимость. Если потребуется, мы сделаем это снова в этом году», – заявила Доротея фон Боксберг, генеральный директор Lufthansa Cargo.

Lufthansa удалось сохранить свою глобальную сеть грузовых перевозок, несмотря на постоянно изменяющиеся правила и карантинные ограничения.

Несмотря на то, что все больше самолетов переоборудуют, проблема нехватки пространства для перевозки грузов остается актуальной. Отчасти причина в том, что до начала пандемии COVID-19 авиакомпании стремились использовать более эффективные самолеты меньшего размера.

В своем прогнозе на 2019-2038 годы компания Airbus сообщила, что 76% спроса будет приходиться на небольшие самолеты с полезной нагрузкой от 10 до 40 тонн. В 2019 году Airbus объявила об отмене поставок своего A380 в 2021 году. Эти самолеты были выведены из эксплуатации всеми авиаперевозчиками, кроме Emirates.

Необходимость быстро доставлять вакцины против COVID-19 также оказывает влияние на пропускную способность и стоимость доставки груза. Ставки на авиаперевозки резко выросли с 2,5 до 25 долларов за килограмм.

Новые возможности

Тем временем авиакомпании продолжают работать с такими секторами, как фармацевтика, электроника, скоропортящиеся и дорогостоящие товары. Они вкладывают время и деньги в развитие опыта обращения с фармацевтическими препаратами, что в общем-то приносит свои плоды с учетом требований к транспортировке вакцины против COVID-19.

В заключение можно сказать, что в 2021 пандемия будет по-прежнему оказывать влияние на все аспекты грузовых авиаперевозок, но авиакомпании продолжат работать над качеством предоставляемых услуг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности процесса доставки с отслеживанием и оцифровкой.

Эксперты из McKinsey & Company считают, что процветающая электронная коммерция откроет новые возможности и для грузовых авиаперевозок, благодаря чему они могут занять около 15% от общего объема рынка экспедирования к 2030 году.

goodlogistics