Образование, школаМинистерство образования и науки приготовило очередной пакет новаций для отечественных школ. Проект закона "О среднем образовании", дополняющий закон "Об образовании", направлен на рассмотрение в Верховную Раду.

Одной из главных новаций является расширение права для учащихся переходить на домашнее обучение. Если раньше такое право предоставлялось в большинстве случаев по медицинским показаниям, то после принятия нового закона предполагается, что домашнюю форму обучения сможет выбрать абсолютно любой ребенок. Обучение в таком случае можно проходить как с репетиторами, нанятыми родителями, так и полностью самостоятельно.

Что такое "индивидуальная траектория"?

Для учащихся вводится новое понятие  - "индивидуальная образовательная траектория". Родители и школьники могут получить право выбора "траектории".

Лилия Гриневич. Министр образования и науки

Для детей, которые серьезно учатся еще вне школы, например, ходят на спорт или в музыкальную школу, - это возможность засчитать полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на выполнение домашнего задания или иную работу. Для учащихся, находящихся на домашнем обучении, этот механизм позволит просто и безопасно  получить документ о полном общем среднем образовании.

Что это должно означать на практике?

Учащиеся, посещающие, например, спортивные секции, музыкальные школы, физико-математические или литературные кружки, получат право не посещать в общеобразовательных школах соответствующие уроки: физкультуры, музыки, физики, математики, литературы и так далее.

Учащемуся предоставляется право вообще не посещать учебное заведение и находиться полностью на домашнем обучении.

Как перейти на индивидуальную траекторию?

Законопроект описывает пошаговый механизм перехода на индивидуальную траекторию.

  • Шаг 1. Ученик и (или) его родители обращаются к администрации школы с соответствующим заявлением.
  • Шаг 2. Педагоги, родители и ученик совместно составляют индивидуальный учебный план.
  • Шаг 3. Педсовет одобряет план (или отклоняет его).
  • Шаг 4. Директор школы изучает план и утверждает его (или отказывает в утверждении).

Как подтвердить знания и получить оценку?

Проект закона предусматривает схему подтверждения знаний.

Учащиеся, не посещающие уроки по одному или нескольким предметам, в конце года проходят годовое оценивание или государственную аттестацию (для выпускных классов).

Учащиеся, избравшие домашнюю форму обучения, проходят семестровый контроль по всем предметам два раза в год.

Обучение на языках национальных меньшинств

Как сообщают в Минобразования, для национальных меньшинств обучение на родном языке будет осуществляться по трем моделям. В зависимости от национальности все меньшинства разделяются на три категории.

Первая модель предусмотрена только для коренных народов, по версии Лилии Гриневич - прежде всего, для крымских татар. С 1 по 11 (12) классы эта категория может обучаться на родном языке с параллельным изучением государственного языка.

Вторая модель – обучение национальных меньшинств, языки которых относятся к странам ЕС. В начальной школе возможно преподавание на родном языке с параллельным изучением государственного языка. С 5-го класса – не менее 20% обучения должно вестись на государственном языке. В 9-м классе не менее 40% обучения должно осуществляться на государственном языке. В старших классах – не менее 60% обучения должно вестись на государственном языке. Эта модель касается венгров, поляков, румын, болгар, словаков, греков и иных этнических меньшинств, относящихся к странам ЕС.

Третья модель будет работать для остальных национальных меньшинств Украины (русских, армян, белорусов, молдаван и иных). В начальной школе может проводиться обучение на родном языке с изучением государственного. Начиная с 5-го класса, не менее 80% обучения должно вестись на государственном языке.

Новации для учителей

Проект закона предоставляет школьным учителям новые полномочия:

  • создание программ (ранее учителя работали по единым учебным программам);
  • разработка собственной системы оценки и поощрения ученика с созданием шкалы перевода в 12-балльную систему. Поясним: сейчас работает общая 12-балльная система. Согласно проекту, учитель сможет вводить свою, например, 100-балльную или же систему, где "отлично" будет обозначаться красным треугольником, "хорошо" - галочкой, "удовлетворительно" - буквой Ы и так далее.

Все учителя должны будут пройти курсы подготовки по домедицинской помощи. Таким образом, они при необходимости должны будут оказывать медицинскую помощи ученикам до прибытия врачей или парамедиков скорой помощи.

Новшества для родителей

В проекте закона предусматривается, что и родители получат кое-какие дополнительные права. Им будет предоставлено право посредством участия в работе попечительного совета школы инициировать проведение внепланового институционального аудита учебного заведения. В совет не имеют права входить преподаватели и представители администрации.

Под институциональным аудитом законотворец понимает комплексную проверку ученого заведения, которая должна проводиться Кабинетом министров раз в 10 лет.

Если родители видят проблемы в работе заведения и исчерпали все возможности решить их в диалоге с администрацией школы, институциональный аудит сможет расставить точки над "і" и помочь найти оптимальный выход из кризисной ситуации.

По итогам аудита комиссия делает выводы о качестве образовательных услуг и дает срок  на устранение выявленных недостатков (до года). Результатом проверки может стать освобождение руководителя учебного учреждения от занимаемой должности.