В Украинском кризисном центре в Киеве состоялась актуальная дискуссия «Как нарушаются права потребителей газа и что с этим делать?». Во время мероприятия эксперты подвели итоги первого месяца работы онлайн ресурса ГазПравда, рассказали о главных проблемах на рынке газоснабжения, с которыми столкнулись бытовые потребители газа столицы и всей страны. Также участники дискуссии определили пути решения указанных проблем.

Так, наибольшее количество обращений - около 60% - касалась неправильных счетов за использованный газ, а именно применение так называемых «температурных» коэффициентов (см. подробнее температурні коефіціенти за газ). «Около 4 тыс. жалоб получил Регулятор. Первая порция облгазов должна была прислать счета без коэффициентов, но, к сожалению, пока я не располагаю информацией ни от одного потребителя, что облгаз выполнил эти решения и им поступила платежка без коэффициента», - комментирует ситуацию Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ «Гражданской сети ОПОРА». Она добавила, что подобные злоупотребления позволяли себе только облгазы, входящие в Региональную газовую компанию.

Важно понимать: о том, что платежка за потребленный газ содержит незаконные доначисления, много бытовых потребителей даже не знает. «Я о вопросах коэффициентов услышала в январе, стала понимать, что что-то не так с платежами. Я, как добросовестный плательщик, получала платежку и не заглядывала в то личный счет, где расписаны коэффициенты. Многие люди не понимают, о чем мы говорим», - рассказывает свою историю Юлия Грига, президенткой коалиции общественных организаций Лига «Ника». И добавляет, что, несмотря на 100% -ю оплату по показателям счетчика, сейчас имеет приписанный долг от облгазов в сумме почти 2,5 тыс гривен.

Вторая проблема, решение которой ищут потребители, обращающиеся на консультационный сайт www.gazpravda.com.ua, касается счетчиков. Татьяна Бойко отметила, что более половины бытовых потребителей газа, которые используют его только для приготовления пищи, не имеют индивидуальных приборов учета. Механизма, который бы позволил всем потребителям получить индивидуальные счетчики за счет облгазов, как это предусмотрено законом, нет. «Тем, кому повезло и чьи дома включены в инвестпрограмм облгазов, а таких мало, им облгаз обязан поставить счетчик. Законодательство не предусматривает возможности выделения средств из местного бюджета, нет государственных программ. Закон гарантирует компенсацию в случае установления счетчика за свой счет, но механизма под это решение не разработано», - дает подробное объяснение проблематике Татьяна Бойко.

Ряд потребителей заявляет о сверхвысоких начисления за общедомовыми счетчикам. Эксперты говорят: есть случаи начислений по 50-80 куб.м. газа на человека в месяц. Решение этой сейчас проблемы не существует, чтобы ситуация изменилась, нужны законодательные изменения. «Только изменения в закон, о том, что индивидуальный счетчик определяется, как расчетный, могут изменить ситуацию. Исключения могут быть только в случае, когда сами потребители объединились в многоэтажном доме и дали согласие на расчеты по общедомовому счетчику», - объясняет Татьяна Бойко.

К тому же потребители возмущаются тем, что региональные газовые компании массово дают отписки о собственных действиям, не обосновывая, на основании чего их совершают.

«Украинские потребители оказались в заложниках у недобросовестных облгазов и газсбутов. Однако, благодаря большой общественной активности, когда тысячами пошли обращения к НКРЕКП по поводу неправильных начислений в платежках, органы власти и Национальный регулятор вынуждены отреагировать (см. бланк скарга на облгаз, в НКРЕКП). Уже 17 облгазов оштрафованы на 850 тыс грн каждый, им сделаны предписания о необходимости пересчета всем потребителям, которым были выставлены завышенные платежки за газ», - отмечает Виталий Щербина, председатель ВОО «Федерация работодателей нефтегазовой отрасли», которая объединяется предприятия нефтегазовой отрасли Украины.

Алексей Хабатюк, член Экспертного совета ВОО «ФРНГ», заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК «Нафтогаз Украины» обращает внимание на необходимость использования судебных исков, как действенного механизма в защите своих прав.

«У нас есть примеры, когда потребители обратились в суд, и суд запретил облгазу проводить незаконные доначисление. Это важно, когда потребители боятся, что им отключат газ за долги. Если потребитель обратится в суд, суд вынесет решение, в качестве меры пресечения, чтобы облгазу было запрещено проводить отключения до решения вопроса по существу. К тому же в таких делах с истца не взимается судебный сбор», - объясняет Алексей Хабатюк.

Эксперты говорят, что потребители должны продолжать практику подачи жалоб и судебных исков, и не только люди должны бороться с беззаконием газовых компаний.

Алексей Хабатюк отмечает: если облгаз нарушает лицензионные условия, к решению вопроса должна присоединиться Верховная Рада Украины. «Нужны изменения в соответствующие законы, чтобы можно было эту ситуацию решить. Есть различные механизмы, как это сделать. Например, в электроэнергетике, когда к предприятиям-естественным монополистам вводятся временные администрации. Так же это работает на банковском рынке», - объясняет эксперт. Кроме этого Алексей Хабатюк считает, нужно также привлекать к решению ситуации Совет нацбезопасности и обороны, потому что действия облгазов - это вопрос энергетической безопасности как составляющей национальной безопасности страны.