Посуда из фарфора с глубокой древности восхищает своей красотой и изысканностью. Открытием секретов производства фарфора человечество обязано Китаю. Когда-то такая роскошь была доступна только самым богатым, сегодня, благодаря более низким производственным затратам, интернет-магазин фарфоровой посуды поможет украсить стол в каждом доме.

Уже во II веке до нашей эры китайцы готовили блюда из т.н. протофарфора, а в 7 веке нашей эры они могли обжигать их при высоких температурах. Весть о китайском фарфоре в Европу принес Марко Поло (1298). Спустя двести лет, когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в Европу стали привозить фарфор вместе с шелком и ценными специями.

Приход фарфора в Европу

Поскольку китайцы не раскрыли секрет создания белого золота, европейцам пришлось узнавать секреты его производства самим. В Италии и Франции в эпоху Возрождения, когда была распространена мода на алхимические эксперименты, некоторые магнаты пытались найти для себя способ получения благородной керамики. Благодаря этому около 1560 г. появился фарфор Медичи, придавший великолепие двору Франческо Марии Медичи. Твердый фарфор, каолин, был изобретен в Дрездене в 1709 году Яном Фредериком Беттгером. Ранее под присмотром Августа Сильного он занимался алхимией, пытаясь получить золото из обычных металлов. Беттгер не создавал золота, но предлагал королю фарфор.

В те времена фарфор был дороже серебра, поэтому его могли себе позволить только самые богатые - услуга могла стоить даже нескольких деревень. Причина покупки благородной керамики заключалась, в частности, в суеверии, что фарфоровый сосуд развалится, если в нем подадут отравленную пищу или питье.

Фарфоровые заводы

В XVIII веке в Европе были известны два вида фарфора - твердый и мягкий. Первый был сделан на немецких и польских мануфактурах. На производстве второго сорта специализировались мануфактуры во Франции, Италии и Испании, а также несколько английских. В Англии также был изобретен особый вид мягкого фарфора с примесью костяной золы - наиболее ценимый костяной фарфор.

Однако независимо от композиции художественную ценность фарфору придают форма и украшения. Особенно ценится посуда, расписанная вручную. В этом отношении мануфактура в Мейсене сыграла важнейшую роль. В 1720 году художник Хорольд ввел в фарфор знаменитые мейсенские краски и изобрел классический стиль мейсенской живописи. Самый известный сервиз, называемый «Лабендиным», был сделан в 1737-1742 годах для графа Генриха фон Брюля. Это один из самых больших и красивых, когда-либо созданных в Мейсене. Вероятно, он состоял из 2200 предметов. Главный декоративный мотив - лебеди в виде рельефов или фигурок из пластики.

В 18 веке фарфор украшали лучшие художники и скульпторы, и, наконец, он сам стал украшением. На столах рядом с вазами, тарелками и чашками стояли фарфоровые фигурки людей и животных и даже фарфоровые модели усадебных построек.

Посуда из современного фарфора

Однако золотые времена не могли длиться вечно. В конце 18 века художественный уровень изделий из фарфора начал снижаться. Хотя было построено много новых конкурирующих заводов, борьба велась не за улучшение качества продукции, а за снижение цен на нее. Ничего нового не появилось - даже признанные фабрики в Мейсене или Берлине следовали только старым образцам. Поиск новых идей и стилей начался только в конце 19 века.

Сегодня фарфоровые заводы используют менее трудоемкие методы изготовления и украшения посуды. Благодаря этому посуда из фарфора не обязательно должна быть дорогой. Ручное формование сосудов заменяется машинами, прессующими формы, а ручная роспись заменяется готовыми выкройками в виде декалей или лазерной техники и штамповки. Однако сегодня ценность предмета определяется не столько материалом или количеством украшений, сколько именем дизайнера.