снег, Киев, история

Нынешняя зима киевлян не балует не снегопадам, ни морозами. На календаре - конец января. А за окном - глубокая осень. То ли дело в былые времена: сугробы наметало необыкновенной величины, движение транспорта (на конной тяге) замирало, а Днепр и иные водоемы города в любой момент могли выйти из берегов.

Киевляне любили зиму. Но… Если снега наметало слишком много, а Днепр не успевал замерзнуть, в городе начинались тревожные разговоры – вдруг наводнение.

Сообщение с дальними и ближними селами нарушалось. Подвоз продуктов затруднялся, рынки временно пустели, а то, что еще оставалось на прилавках, подымалось в цене. Пустели и дровяные склады. Одним словом, затяжные снежные метели в Киеве оборачивались лишними расходами на еду и дрова. Чем дольше валил снег, тем дороже становилась жизнь.

Газетный хроникер в 1853 году писал:

Многие думают, что в Киеве жить очень дешево. Но если принять во внимание, что всю провизию Киев получает из-за Днепра, через который до окончательного устройства Цепного моста нет еще постоянной переправы, то съестные припасы в Киеве порой дороги. Гусь стоит 30 копеек, утка 20 копеек, курица 15 копеек, десяток яиц 8 копеек, кувшин молока 15 копеек, фунт коровьего масла 20 копеек. Я взял цены самые умеренные по таксе; при бездорожье за все платят гораздо дороже.

(Для сравнения: мастер на заводе получал тогда 20-30 рублей в месяц, а для безбедной семейной жизни в Киеве требовалось не менее ста целковых ежемесячно.)

Уличное движение

Снежные бури создавали немалые трудности и для уличного движения (как, впрочем, и в наши времена). На мостовых нарастали ухабы, и езда по ним напоминала плавание по бурному морю. Передвигаться по городу было опасно даже на санях. На выбоинах пассажиров подбрасывало, как на трамплинах, а зазевавшихся ездоков выбрасывало “за борт” на всем скаку. Утверждали даже, что езда по ухабам “может произвести своего рода морскую болезнь”.

Сколько получали дворники

Снег перед домами (на тротуаре и до середины проезжей части) убирали дворники. Их жалованье составляло 10 рублей в месяц. Если к этому прибавить еще расходы на одежду и питание за счет хозяина, то получится, что на поддержание порядка в усадьбе и на прилегающей к ней территории ежемесячно уходило до 20 рублей. Это могли позволить себе лишь состоятельные владельцы домов. Остальные сами возились со снегом на подворье и тротуарах.

Снег убирали арестанты

Никакой снегоуборочной техники тогда не существовало. В случае надобности из тюрем выводили арестантов с лопатами и военные части из казарм. За очисткой следили городские полицмейстеры, которые с утра делали пешие обходы той или иной части города, а потом выслушивали доклады своих подчиненных – околоточных надзирателей. Так или иначе, на улицах поддерживался порядок, и никогда не было такого, чтобы снег вообще не убирали.

Куда свозили снег

Снег вывозили на санях в овраги. Иногда это длилось не день и не два, а целые недели, как, например, зимой 1871 года.

Газеты писали:

Едва успели хоть сколько-нибудь сравнять дорогу, новые метели наносят новые сугробы снега”. С ночи 25-го, все дни 26 и 27 января опять снежная метель наваливает новые сугробы снега на старые, которые едва начали свозить. Очистка улиц и дворов от снега является наливанием воды в бездонную бочку. Были ли прежде такие снежные зимы, мы не знаем, но положительно можем сказать, что с 1830 года это впервые.

Снегопады 1875 года

В 1875 году, когда сильные метели снова обрушились на город.

Газеты писали:

Снежные метели, дней на пять прекратившиеся, снова происходили 12 и 13 февраля. По всей вероятности, начинается приостановка движения на железных дорогах вследствие заносов. Вообще, настоящая зима по обилию снега не уступает достопамятной зиме 1870-1871 года, когда снегом заносились окна в одноэтажных домах. Разница только в одном, – что тогда зима началась в декабре, а в феврале снег уже сильно таял.

Спустя две недели снежное бедствие повторилось.

25 февраля, – сообщали газеты в 1875 году, – снова целые сутки была сильная метель. Особенно вредно действует такое стихийное явление на положение торговли. Мы слышали, что многие торговцы понесли значительные убытки вследствие неполучения на контрактовую ярмарку товаров, отправляемых с юга. Дворники едва успевают прочищать дорожки во дворах и уличные тротуары для пешеходов; а тут еще полицейские хожалые по неведомым причинам требуют, чтобы эти дворники, бросив необходимую расчистку дворов, подъездов и тротуаров, занялись во время непрерывной метели сбрасыванием снега с боков малопроездных широких улиц на середину их и без того в изобилии снабжаемую снегом, падающим с неба. Неисполнение такого требования грозит дворникам арестом в сибирке (холодных карцерах), а пешеходам – невозможностью двигаться по тротуарам.

Крещатик превращался в ипподром

Несмотря на героические усилия дворников, солдат и арестантов, на многих улицах после сильных снегопадов движение транспорта затруднялось или вовсе останавливалось. Идеально содержался только Крещатик, где находилась городская Дума. В снежные зимы он превращался в своеобразный ипподром, где происходили катания состоятельных людей на рысаках.

Как пишет мемуарист Паталеев, вспоминая о Киеве 1860-х годов, это было яркое зрелище: “Лошади для украшения и защиты кучера от комьев твердого снега покрывались вязанной цветной сеткой. Кучера были одеты в теплые армяки, опушенные лисицей или бобром. На голове была четырехугольная шапка, опушенная мехом. Дамы одевались в обширные салопы с очень коротенькими рукавами, надевавшимися только до локтей. На голове имели капоры или теплые шапки из соболя или куницы с бархатным сзади мешком для волос.

Город в снежных валах

Yes

Улица Мариинская, зима 1967 год

Как-то в 1960-х годах Киев утопал в снегах. Вывезти его за город не было никакой возможности. И тогда городские власти приказали сбрасывать его посреди мостовой. Каждая улица разделялась тремя снежными валами. Два из них отгораживали тротуары от мостовой, а самый высокий возвышался посреди проезжей части. Бреши проходов делались только на перекрестках. Многие тогда удивлялись, глядя на эти необычные пейзажи. Но, оказывается, именно так поступали и в старину.

Источник