Киев, инженер, самолет, Григорович6 февраля 1883 года в Киеве родился Дмитрий Григорович — авиаконструктор, специалист по гидросамолетам, создатель летающих лодок.

Дмитрий Григорович окончил реальное училище, после чего поступил в Киевский политехнический институт. В области самолетостроения Дмитрий начал работать с 1908 года, еще будучи студентом.

Перед окончанием политеха Григорович уехал в Льеж (Бельгия), где в одном из институтов два семестра слушал курс аэродинамики и теории двигателей.

"С 1909 года, — писала в мемуарах супруга Дмитрия Павловича, — наш дом был завален механическими частями, элементами моторов, разными деталями. Неподалеку от института на Куреневском летном поле Дима построил сарай и приспособил его под авиационный ангар. Рядом находился ангар другого "политехника" Игоря Сикорского. Свой первый легкий спортивный биплан Г-1 Дмитрий сделал из бамбука".

После окончания вуза Григорович переехал в Санкт-Петербург. В 1913 году Дмитрий сконструировал летающую лодку М-1, которая стала первым гидросамолетом в мире.

Yes

По-настоящему удачной стала следующая разработка Григоровича — двухместный М-5, испытания которого завершились в апреле 1915 года. Испытания прошли в Петербурге на Неве. Сразу после летных испытаний М-5 был принят на вооружение Балтийского и Черноморского флотов.

Yes

Следующим детищем Григоровича стал двухместный морской разведчик-бомбардировщик М-9. Машина развивала скорость выше, чем многие истребители, прекрасно держалась на воде при шторме в четыре балла, что позволяло применять ее в открытом море, а еще могла садиться и взлетать со снега без лыж.

Yes

М-9 - одна из наиболее удачных разработок конструктора

В 1917 году Дмитрий Григорович основал собственный авиастроительный завод. Здесь Григорович проектировал, испытывал и готовил к серийному выпуску еще несколько своих крылатых машин: летающие лодки М-17, М-18, М-19, М-20 и скоростной контристребитель М-21, относящийся к классу самолетов-амфибий.

После революции предприятие Григоровича национализировали и перепрофилировали на выпуск сельскохозяйственного оборудования. Григорович уехал в Севастополь, а затем переехал в Москву, где разработал первые истребители И-1 и И-2.

Yes

1 сентября 1928 года Григоровича арестовали прямо в рабочем кабинете. Его посадили Бутырскую тюрьму, где он отбывал наказание и заодно трудился в Особом конструкторском бюро. ОКБ размещалось прямо в Бутырке: две общие камеры оборудовали чертежными столами и принадлежностями. Говорят, что сотрудников необычного КБ усиленно кормили, через день водили в баню и раз в неделю разрешали короткие свидания с родными. В Бутырке Григорович вместе с другими инженерами работал над созданием нового истребителя. Всего за три месяца заключенные конструкторы и инженеры разработали всю техническую документацию и создали макет будущего истребителя, а еще за месяц построили исследовательский образец. 29 апреля 1930 года новая машина была испытана в воздухе.

Yes

В 1931 году Дмитрий Григорович вышел на свободу. Он преподавал в МАИ. Позднее стал профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов.

Yes

Умер Дмитрий Григорович в 1938 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.