STATUS QUO

Киевский "цеппелин". Первый король воздуха

"Воздушный корабль" — именно так дословно переводилось немецкое слово Luftschiffbau, которым отставной генерал немецкой армии, граф Фердинанд фон Цеппелин назвал свой первый дирижабль, открывший эру воздухоплавания.

Киев стал первым городом Российской империи, где появился дирижабль. Создателем первого отечественного дирижабля стал киевлянин Федор Андерс – талантливый конструктор и автор изданной в 1910 году брошюры "Как самому построить аэроплан".

Андерс всегда увлекался воздухоплаванием. Он даже ездил учиться в Германию - на всемирно известное предприятие генерала Цеппелина. А в августе 1911 года Андерс построил и поднял в небо еще не виданное в Киеве чудо – дирижабль. Инженер назвал свое детище в честь родного города - "Киев". Дирижабль "Киев", сконструированный Андерсом, был 36,5 метра в длину и 7 метров в диаметре. Воздушное судно было оснащено мотором мощностью 60 лошадиных сил.

Утром 6 августа 1911 года Андерс вместе с механиком совершил успешный полет над Подолом в сторону Вышгорода.

Одна из киевских газет описывала это событие: "Странное рыбообразное существо не летело, а именно плыло по воздуху, и глухой треск мотора казался недовольным ворчанием чудовища".

В октябре того же года Андерс совершил еще один довольно длинный по тем временам перелет на дирижабле по маршруту "Купеческий сад – Куреневка – Вышгород - Киев".

Вскоре появились и первые коммерческие рейсы. "Киев" курсировал между Думской площадью (нынешний Майдан Независимости) и Трухановым островом. Стоимость билета в то время составляла 50 копеек. Учащимся предоставляли скидки: для них билет стоил 27 копеек.

Yes

Полеты "Киева" продолжались целый год. 12 августа 1912 года Федор Андерс плохо себя чувствовал, и управление дирижаблем доверил своему сыну Владимиру. Аэростат набрал высоту и облетел над столицей круг. Внезапно дирижабль подхватил мощный воздушный поток, и аэростат стал подниматься вверх. В результате после нескольких часов дрейфа в воздушных массах оболочка аппарата набрала влагу и стала тяжелой, однако Владимиру удалось посадить дирижабль далеко за городом. Пилот попытался отремонтировать аппарат, а когда завел двигатель, тот загорелся. Дирижабль был уничтожен.

После гибели дирижабля "Киев" Федор Андерс разработал новую конструкцию — гидродирижабль "Киев-2", рассчитанный на перевозку 12 пассажиров. Инженер усовершенствовал конструкцию аппарата: дирижабль мог садиться на воду и при необходимости двигаться как корабль.

Но построить "Киев-2" не удалось: реализацию этого замысла в Андерса не хватило средств. Потом началась Первая мировая война, после которой чертежи конструктора не нашли применения.

Федор Андерс переехал в Германию, и около года работал на немецком заводе генерала Цеппелина. Инженер разработал уникальный по тем временам 100-местный дирижабль с жесткой конструкцией, но на практике данный проект также не был реализован.

Андерс вернулся в Киев, где 31 мая 1926 года умер. Похоронили знаменитого инженера на Байковом кладбище.

comments powered by Disqus