STATUS QUO

Закон о реинтеграции Донбасса. Полезно знать

Вчерашний день, 16 января, Верховная Рада посвятила рассмотрению проекта закона “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины”.
Этот закон уже сегодня называют главным документом, который может принять парламент в 2018 году. Проект вызвал настоящий ажиотаж в среде законотворцев всех фракций и групп, приготовивших около 700 поправок. Неудивительно, что за один присест принять закон не удалось. Но учитывая значительный интерес к проекту закона, который проявляет глава государства и коалиционные партии, вероятность его принятия достаточно высока. А потому вопрос,что предлагает законодатель, – далеко не праздный.
StatusQuo изучил документ, получивший неофициальное название “закон о реинтеграции Донбасса”. Его анализ – в нашей постоянной рубрике “Полезно знать”.

АТО не будет

С принятием закона в историю уйдет термин “АТО – антитеррористическая операция”. Парламентарии предлагают ввести новое понятие - "Мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях".

Напомним, что антитеррористическая была начата в соответствии с указом и.о. президента Александра Турчинова от 13 апреля 2014 года.

Кто определяет границы оккупированных районов?

Территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольные центральной власти, законодатель определяет как оккупированные Российской Федерацией, за которой на законодательном уровне закрепляется статус страны-агрессора.

Однако границы оккупированной территории в проекте закона не указываются. Право определять перечень районов, городов, поселков и сел, частей их территорий как временно оккупированные предоставляется президенту Украины по представлению Министерства обороны.

Комментарий Status Quo. Статус "страны-агрессора" носит скорее декларативный характер. Закон никак не ограничивает взаимоотношенияс РФ, в том числе - экономические. На этом настаивали многие депутаты, но предложенные имипоправки последовательно проваливались в сессионном зале.

Что изменится для жителей оккупированных территорий?

Все нормативные акты, изданные на территориях, которые президент определит как оккупированные, признаются незаконными. Исключение составляют лишь документы о рождении и смерти.

В законе ничего не говорится о документах об образовании, а следовательно, не ясно, каковой будет судьба лиц, обучающихся в школах на неподконтрольной территории, и сохранят ли они права на поступление в вузы Украины.
Но.

За всеми физическими и юридическими лицами сохраняются их имущественные права, приобретенные в соответствии с национальным законодательством. Скорее всего, речь идет о собственности, приобретенной еще до событий начала 2014 года.

Участники незаконных вооруженных формирований, а также лица, привлеченные к участию в оккупационной администрации, должны понести уголовную ответственность.

Комментарий Status Quo. Очевидно, что данный пункт также нуждается в детализации, так как понятие “лица, привлеченные к участию в оккупационной администрации” является крайне общим. Проект закона не дает ответа на вопрос, относятся ли к таковым руководители сфер жизнеобеспечения – образования, медицины, коммунальных служб, являются ли “привлеченными к участию” вахтеры, уборщики, водители, хозработники органов, отнесенных к оккупационной администрации. Кроме того, само понятие “оккупационная администрация” также нуждается в четком определении.

Обеспечение защиты прав гражданского населения и создание необходимых условий для его жизнедеятельности, в соответствии с нормами Женевской конвенции 1949 года, предлагается возложить на Российскую Федерацию.

Кто будет руководить отражением агрессии?

Мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны будет руководить Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины. Ему будут подчинены Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, силы Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, силы центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.

По представлению начальника Генштаба президент должен назначать командующего объединенными силами. Полномочия командующего определяются и утверждаются также президентом.

Комментарий Status Quo. Все происходящее вокруг конфликта на Донбассе ставится под контроль военных и становится зоной ответственности президентской вертикали. Таким образом, законодательно закрепляется единоначалие, необходимое для всякой военной операции.
Сейчас функцию координирующего органа осуществляет Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины. Но по данным главы СБУ Василия Грицака, поскольку в Службе безопасности нет специалистов, способных командовать сухопутными силами, фактически АТО управляется заместителем начальника АТЦ и по совместительству командующим АТО. "Как правило, это был либо начальник Генштаба Муженко, либо кто-то из его заместителей, либо командующий Сухопутными войскам", - сообщал Василий Грицак.

Также проектом закона специально оговаривается, что “вмешательство любых лиц независимо от должности в управление мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается”.

Комментарий Status Quo. Немного странный пункт, написанный, видимо, для цементирования властных полномочий военных и отсечения от них других лиц "независимо от должности", что явно подразумевает, в первую очередь, других силовиков.

Что такое зона безопасности?

В проекте закона фигурирует понятие “зона безопасности”. Таким образом законодатель хочет определить территорию, прилегающую к району боевых действий.

Границы зоны безопасности определяются начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Украины по представлению командующего объединенных сил.
Начало и завершение мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны в Донецкой и Луганской областях определяются отдельными решениями президента Украины.

Также в зоне безопасности действует особый порядок. Силовым структурам иорганамгосударственной властипредоставляются специальные полномочия, необходимые для осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны.

Как пересекать линию фронта?

Пересечение линии разграничения и перемещение товаров должно осуществляться через контрольные пункты въезда-выезда.

Порядок въезда-выезда и перемещения товаров определяется не данным законом, а нормативными актами Кабинета министров. Но командующий объединенными силами может ограничивать въезд лиц на временно оккупированные территории и выезд с таких территорий.

Пребывание в районе осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны лиц, не привлеченных к проведению таких мероприятий, допускается с разрешения командующего объединенных сил.
Законные требования должностных лиц, привлеченных к осуществлению таких мероприятий, являются обязательными для граждан и должностных лиц.

Какие права имеют участники мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны?

В зонах безопасности военнослужащие, работники правоохранительных органов и лица, привлеченные к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях получают целый ряд прав:
1) применять в случае крайней необходимости оружие и специальные средства к правонарушителям;
2) задерживать и доставлять правонарушителей в органы Национальной полиции Украины;
3) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, а в случае отсутствия документов - задерживать их для установления личности;
4) осуществлять личный досмотр граждан, досмотр вещей, транспортных средств и грузов;
5) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать транспортные средства и граждан на отдельные участки местности и объекты, выводить граждан с отдельных участков местности и объектов, отбуксировать транспортные средства;
6) проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки, принадлежащие гражданам, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, проверять транспортные средства с целью выполнения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны;
7) использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, в том числе специальные, принадлежащие гражданам (с их согласия), предприятиям, учреждениям и организациям, кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций.

Комментарий Status Quo. Самый спорный пункт, подвергшийся серьезной критике.Причина - он явно ограничивает права людей, находящихся в "зоне безопасности". Мы не возьмемся судить о том, оправданы ли эти меры.Отметим лишь один настораживающий момент - указание неких "лиц, привлеченных к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности", которые получают право проверять, задерживать, осуществлять и так далее наряду с людьми в погонах.  Кто эти лица, каким образом и кем они будут привлекаться – пока совершенно не понятно.

Когда заканчивается оккупация?

Факт окончательного вывода всех вооруженных формирований Российской Федерации из Донецкой и Луганской областей устанавливается министром обороны и министром внутренних дел путем совместного представления президенту. Исключительно на этом основании глава государства должен либо принять решение об окончании оккупации, либо признать, что такое решение преждевременно и оккупация продолжается.

 

 

comments powered by Disqus