Что делать с телефонными террористами - киевские новости Status quo

STATUS QUO

Что делать с телефонными террористами

Киев захлестнула волна так называемого "телефонного терроризма": сейчас стало модно "минировать" различные объекты - бизнес-центры, суды и станции метро. Только сегодня утром. 14 июня, неизвестные сообщили о том, что в бизнес-центре на Печерске заложена взрывчатка.

Результат - нарушается трудовой ритм тысяч людей, и сотни правоохранителей вынуждены заниматься поиском несуществующей взрывчатки. Возникает закономерный вопрос - что с этим делать?

Конечно, надо отлавливать таких "террористов" и наказывать по всей строгости закона. Но тут есть одна проблема: "террорист", имеющий хотя бы зачатки логического мышления и минимальные знания технологий, вполне может остаться ненайденным. Винить в этом полицию, в общем-то, бессмысленно: не полиция придумала мессенджеры, анонимные аккаунты, сим-карты, мобильные приложения, изменяющие голос, и так далее. Опыт других стран говорит о том, что проблема там стоит столь же остро при не сравнимых технических возможностях правоохранителей.

Еще одна проблема - общее напряжение в обществе, вызванное самыми разными угрозами. И не важно, что это - баскские сепаратисты, ИГИЛ или российская агрессия. Угрозы есть всегда, и обыватель охотно верит в возможность теракта даже в тех странах, где подобные акции никогда не происходили и при здравом размышлении их реальность вызывает серьезные сомнения.

Третья проблема - реакция правоохранителей. Конечно, проще парализовать на несколько часов транспортный узел или офисный центр и, не найдя "взрывчатки", спокойно выдохнуть, чем проводить сложные и затратные оперативно-розыскные мероприятия или заниматься профилактической работой. К тому же никто не захочет брать на себя ответственность в случае, если бомба окажется реальностью и сработает (ну а вдруг, даже если раньше этого никогда не случалось).

В общем, кажется, что выхода никакого нет. Хотя на самом деле выход, конечно, есть, но он требует определенной нестандартности мышления и смелости.

Главная мера может показаться несколько радикальной, но будет очень действенной. Надо просто никак не реагировать на звонки "террористов". Искать и наказывать их, конечно, нужно, но устраивать массовые эвакуации и масштабные мероприятия по поиску взрывчатки, которая не находится никогда, - не нужно. Таким образом, "террористы", рассчитывающие именно на это, останутся ни с чем, и звонки с информацией о "заминировании" станут бессмысленными.

Вообще, изначальная бессмысленность преступления как метод борьбы с ним - штука очень эффективная, даже если кажется рискованной и жесткой. Иногда она может быть куда более жесткой, чем отказ искать несуществующую взрывчатку. Например, когда-то спецслужбы Израиля приняли непростое решение: террористов, которые берут заложников, убивать сразу, не вступая в переговоры. Судьба заложников при этом могла быть непредсказуема, но в долгосрочной перспективе эта очень жесткая мера возымела эффект: брать заложников стало бессмысленно, и этот вид террора сошел на нет.

Впрочем, если такая мера кажется уж слишком радикальной, тем более, вероятность наличия бомбы, даже если она составляет сотые доли процента, все равно остается, - вполне можно эту меру смягчить. Правда, это потребует от правоохранителей определенных интеллектуальных и организационных усилий.

Согласно статистике, подавляющее большинство телефонных террористов -это подростки, желающие прогулять школу, не готовые к зачету студенты и граждане, пребывающие в состоянии алкогольного опьянения. Вычислить эту публику по определенным признакам можно еще в момент звонка. Есть также граждане с психическими отклонениями, но их психологические профили давно описаны психиатрами и, в общем-то, в момент звонка их тоже есть возможность идентифицировать. К тому же можно подключать к анализу время совершения звонка, объект, который "минируется", общие факторы - криминогенную ситуацию, оперативную информацию и т.д.

Таким образом вполне реально создать математическую модель, которая выдаст степень реальной угрозы, и в зависимости от степени угрозы разработать комплекс мер. Детский голос, "минирующий" школу, - угроза нулевая, и школу эвакуировать, конечно, не надо. Надо просто найти паршивца и наказать, а может быть - ограничиться воспитательной беседой. Пьяный голос, сбивчиво "минирующий" вокзал, - искать "террориста" и судить, но вокзал, конечно, не блокировать. А вот сообщение о минировании, например, христианского храма, которое заканчивается фразой "Аллаху Акбар", на фоне обострившегося религиозного противостояния в регионе и фактов силовых конфликтов – конечно, повод для масштабной проверки. Но таких более-менее реальных угроз будет от силы несколько процентов. Все остальные не требуют многочасовых поисков взрывчатки и массовой эвакуации. И, конечно, такие факты не нуждаются в огласке, чтобы не вызывать ненужную панику и не лить воду на мельницу "террористов". Это, кстати, требует определенной социальной ответственности СМИ, но это тема другого разговора.

Причем, что интересно, подобные системы оценки угроз давно существуют и успешно применяются – правда, в несколько другой сфере. Это называется "скоринг" и используется банками для оценки платежеспособности потенциального заемщика. Так что технологии есть, математические модели разработаны. Все, что нужно, - поставить их на службу правоохранителей и разработать четкие ведомственные инструкции по поводу того, что делать в той или иной ситуации в зависимости от степени угрозы.

В конечном итоге отсутствие видимой реакции правоохранителей на звонки "телефонных террористов" (а так, наверняка, будет в 90% случаев) сделает бессмысленными сами эти звонки, и "террористы" просто перестанут это делать. Соответственно, количество таких звонков сократится в десятки раз. Что, в свою очередь, не только позволит тысячам людей не терпеть неудобства из-за чьих-то "шалостей", но и даст правоохранителям возможность сосредоточиться на действительно важных направлениях работы.

Конечно, все это не исключает комплекса традиционных мер - ужесточения уголовного наказания, усиления оперативно-розыскной работы, координации правоохранителей с операторами связи и провайдерами... Но все эти меры сами по себе имеют довольно слабый эффект: об этом говорит опыт не только Украины, но и, например, стран Евросоюза. Так что проблему эту, для нашего общества - относительно новую, и решать нужно, используя нестандартные подходы.

comments powered by Disqus